Первым, кто
выделил непосредственный образ-время и наделил образ потенцией ложного, был
Орсон Уэллс. Без сомнения, два этих аспекта тесно
взаимосвязаны, однако современные критики придавали все большее значение именно второму, нашедшему свою кульминацию в «Истинах и иллюзиях». В творчестве Уэллса присутствует
своего рода ницшеанство, как если бы он позаимствовал основные
пункты критики истины у Ницше: «истинного мира» не существует, а если бы он
существовал, то был бы недоступен и невоскрешаем, а если бы
он был воскрешаем, то оказался бы бесполезным и излишним. Подлинный мир
предполагает «правдивого человека», стремящегося к истине, — но мотивы его
поведения могут быть странными, например,
месть, как если бы в нем крылась другая
сущность: Отелло и вправду стремится к истине, но из ревности или, что
еще хуже, из мести, а Варгас, правдивый человек par excellence, долго роется в архивах, накапливая
улики против врага, и потому кажется, что он
безразличен к судьбе собственной жены. Правдивый человек, наконец, желает ни
больше ни меньше, как судить жизнь; он выдвигает высшую
ценность, благо, от имени которого он получает эту возможность; у него прямо-таки жажда осуждения, и в жизни он видит зло, вину, которую необходимо искупить: таково моральное происхождение понятия истины. Подобно Ницше, Уэллс непрестанно боролся с системами суждения: не существует ценности выше жизни; жизнь не следует ни судить, ни оправдывать; она невинна, ей присуща «невинность становления» по ту
сторону добра и зла...' Эта проблема суждения столь же не чужда кинематографу, сколь и театру, и претерпела сложную эволюцию. Начиная с экспрессионизма, метафизику истинного (найти истину в свете искупления) формирует борьба
добра и зла, воплощенная в борьбе света и тьмы. Уникальным является положение Ланга, поскольку зло он исследовал в человеческом, а уже не в
фаустовском измерении, - будь то в форме гипнотического гения (Мабузе), или же в виде неодолимого импульса («М»). Проблема
истины, т. е. суда и суждения,
внезапно обнаружила всю свою двойствен-^ ность: М попадает под суд воровской малины, которая едва ли руководствуется истиной. Эволюция воззрений Ланга
ускоряется, когда режиссер
оказывается в Америке и там сталкивается с жанром чисто судебных фильмов,
представление о которых ему предстояло обновить. Здесь дело уже не просто в трудностях расследования и
вынесения приговора, то и дело
мешающих процессу установления истины (как в «Двенадцати разгневанных мужчинах» Люмета). У Ланга, как и у Преминджера, под со- ' В большинстве
интервью Уэллса критика понятия истины сочетается с невозможностью судить
человека и жизнь. Ср.: G i I i Jean,
«Orson Welles ou le refus de juger». «Orson Welles. Etudes
cinematographiques». |