ется в преобразованном виде, - как у
одного, так и у другого. Совершенно иначе у
Уэллса (который хотя и снял фильм в духе Ланга, однако сам не любил своего произведения: в «Постороннем» персонаж
выдает самого себя). У Уэллса
система суждения становится определенно невозможной, особенно для зрителя. Разграбление суда в фильме «Леди из Шанхая», и
особенно беспредельная наглость приговора в «Процессе» говорят об этой новой стороне. Уэллс непрестанно создает
неподсудных персонажей; судить их
нельзя, и они ускользают от любого возможного суждения. Если рушится идеал истины, то отношений
кажимости становится недостаточно для
того, чтобы сохранить возможность суждения. Как говорил Ницше, «одновременно с истинным миром мы
отменили и мир кажимостей...». Что же остается? Остаются тела, которые являются силами, и ничем иным. Но сила уже не соотносится с каким бы то ни было центром, равно как и не
сталкивается с какими бы то ни было препятствиями или средой. Она сталкивается лишь с другими силами, она соотносится с
иными силами, на которые действует сама или же они действуют на нее. Власть (или потенция; то, что Ницше
называет «волей к власти», а Уэллс — «характером») представляет собой
возможность воздействовать и получать
воздействие, взаимоотношения одной силы, с другими. Эта возможность всегда выполняется, а взаимоотношения всегда осуществляются, хотя и переменным способом и в
зависимости от имеющихся сил1.
Мы уже предощущаем, что и короткий, рубленый или дробленый монтаж, и длительный план-эпизод служат одной и той же цели. Первый представляет последовательность тел,
каждое из которых реализует
собственную силу или же претерпевает воздействие силы другого тела: «каждый план демонстрирует некий
удар или контрудар, удар полученный
или же удар нанесенный»2. Другой одновременно показывает
совокупность отношений сил во всей ее изменчивости и нестабильности, при размножении центров и
изобилии векторов (сцена допроса в «Печати зла»)3. Как с
одной, так и с другой стороны мы 1 Отелах-силах, ср/ Krai Р е t г. »Le film comme labyrinthe» «Positif». no.
256,juin 2 Интервью Уэллса в «Cahiers du cinema», p. 42, по поводу битвы в «Фальстафе». |