дит» камера, а субъективным - то,
что видит персонаж. Такая условность имеет
место лишь в кино, но не в театре. И получается, что камере необходимо видеть самого персонажа: один и
тот же персонаж то видит, то является
видимым. Но ведь и одна и та же камера показывает то видимого ею
персонажа, то — видимое персонажем. Следовательно,
можно считать, что рассказ представляет собой развитие двух типов
образов, объективных и субъективных, — а также их сложные отношения, которые могут доходить до антагонизма,
однако должны разрешиться в
тождественности типа Я=Я, в тождественности видимого и видящего персонажа, но
также и в тождественности «режиссер-камера», которая видит персонажа и
которую видит персонаж. Порою эту тождественность постигают разного рода
злоключения, состоящие именно в показе
ложного (смешение двух видимых персонажей, например, у Хичкока, или же
смешение того, что видит персонаж, к
примеру, у Форда), но в конце концов она торжествует, фог> мируя Истинное, даже если персонажу вследствие
этого приходится умереть. Можно
сказать, что фильм начинается с различения двух разновидностей образов и заканчивается их
идентификацией, когда устанавливается их тождество. Вариации здесь бесконечны,
поскольку как различие, так и синтетическое тождество могут устанавливаться как
угодно. Тем не менее в этом и состоят основные условия кино с точки зрения правдивости любого возможного
рассказа". В другом виде рассказа под сомнение ставится не только различение между объективным и субъективным, но и их отождествление. Здесь великим предшественником критики правдивости рассказа опять же оказался Ланг американского периода2. Эту критику
возобновил и продолжил Уэллс, начиная с «Гражданина Кейна»,
где разли- 1 У некоторых
режиссеров мы обнаружим весьма отчетливое изложение этих основ |