![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
обратимся
кжанрам, издавна отвергавшим вымысел, нам придется констатировать, что кинематограф реальности иногда претендовал на объективный показ
реальных сред, ситуаций и персонажей, а иногда -на субъективный показ способов ведения мира, характерных для самих персонажей, того, как они сами видят
собственное положение, свою среду,
свои проблемы. Обобщенно говоря, первый полюс можно назвать
документально-этнографическим, а второй - исследовательски-репортажным. И тот, и другой жанр имеют
собственные шедевры; есть и фильмы, где черты этих жанров перемешаны в
различных пропорциях (мастером
первого жанра был Флаэрти, во втором преуспели Грир-сон и Ликок). Но если этот отвергающий вымысел
кинематограф и обнаруживал новые
пути, то он все же сохранял и возвышал идеал истины, зависевший от самого кинематографического вымысла: существовало то, что видит камера, то, что видит персонаж,
а также возможный антагонизм и
необходимое разрешение этого конфликта. К тому же и персонаж сохранял или
обретал степень самотождественности, зависящую от того, сам ли он видел, или же
его видела камера. Самотождественность
была и у режиссера-камеры, выступавшего в роли этнографа или же репортера. И очень важным считалось отвергнуть заранее наличествовавший вымысел в пользу
реальности, которую кино могло
уловить или обнаружить. Но истина отвергалась в пользу .реального при полном сохранении модели истины,
предполагавшей вымысел и ианего проистекавшей. Именно это доказал Ницше^гно
того, что идеал реального является
глубочайшим вымыслом, располагающимся в самой сердцевине реального,
кинематограф еще не обнаружил.
Правдивость рассказа продолжала основываться на вымысле. Когда к реальному применили модель идеального или
истинною, многое изменилось оттого,
что камера стала обращаться к некоему предсуществующему реальному, - но,
с другой стороны, в условиях рассказа не изменилось ничего: объективное и
субъективное оказались смещены, но не
трансформированы; самотождественности стали иначе определяться, но
остались определенными; рассказ же остался
правдивым, реально, а уже не фиктивно. И лишь сама правдивость рассказа так и
не перестала оставаться вымыслом. |
![]() ![]() |