'Schefer Jean-Louis, «L Ъотте ordinaire du cinema». Cahiers du cinema-Gallimard, p. 113-123. 484 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 485 му разрыву. Сенсомоторный разрыв превращает
человека в ясновидящего, уязвленного чем-то невыносимым в этом
мире и столкнувшегося с чем-то немыслимым в мысли. В промежутке
между двумя этими явлениями мысль претерпевает странное окаменение, которое
можно назвать ее неспособностью функционировать и быть, а также утратой ею
самообладания и обладания миром. Ибо ведь не во имя же какого-то лучшего или более истинного мира мысль улавливает невыносимое вот в этом мире, а, наоборот, из-за того, что сам этот мир является невыносимым, она не может больше помыслить ни какой-либо мир, ни саму
себя. Невыносимое представляет собой уже не крупную несправедливость, а
перманентное состояние повседневной текучки. Человек сам по себе не является иным миром, кроме как тем, в котором
он испытывает невыносимое и куда он ощущает себя втиснутым. Духовный автомат попал в психическую ситуацию
ясновидца, который видит тем лучше и
тем дальше, чем меньше он способен реагировать, т. е. мыслить. Так где же тогда узенькая лазейка?
Верить, но не в лучший мир, а в связь между человеком и миром, в любовь
или в жизнь, — верить во все это, как в
невозможное, как в немыслимое, которое тем не менее только и можно
помыслить: «дайте мне возможного, а то я задохнусь».
Именно это верование и превращает немыслимое в присущую мысли потенцию, и происходит это через абсурд
и благодаря абсурду. Арто никогда не
воспринимал немощь мысли как просто неполноценность, коей мы поражены в отношении мысли. Немощь неотделима от мысли, так что нам приходится возвести ее
в образ нашего мышления, перестав
претендовать на «реставрацию» всемогущества мысли. Мы скорее должны воспользоваться этим бессилием, чтобы уверовать
в жизнь и обрести тождество мысли и жизни: «я мыслю о жизни, и все системы, какие я мог бы построить, никогда не станут равноценными моим крикам, воплям человека, занятого
переустройством собственной
жизни...». Можно ли сказать, что Арто был близок Дрейеру? Можно ли
утверждать, что Дрейер - это тот же Арто, но только такой, к которому «возвращался» рассудок, причем всегда благодаря абсурду? Друзи отметил значительный психический
кризис, шизофреническое странствие Дрейера1. Но, кроме того,
Вероника Такен умело
продемонстрировала, что мумия (духовный автомат) является непременным
элементом его последних фильмов. Это было верно уже относительно «Вампира», где мумия предстает как дьявольское
начало мира (она сама — вампирша), но также и как нерешительный герой, который не знает, о чем думать, и мечтает о
собственном окаменении., В «Слове»
мумия сделалась самой мыслью, женщиной, умершей в мо-' лодом возрасте, каталептичкой: жизнь и любовь
возвращает ей семей- |