1 Недугам Дрейера
Друзи дает узкопсихоаналитическое толкование: «Carl Th. Dreyer пё Nilsson». Ed. du Cerf, p. 266-271. ный дурачок, как
раз из-за того, что он перестал быть безумным, т. е. считать себя другим миром, и потому, что теперь он знает, что
такое верить... Наконец, в «Гертруде» разрабатываются
всяческие импликации и новые отношения кино с мыслью: «психическая» ситуация
заменяет все разнообразие сенсомоторных; постоянный разрыв связей с миром, вечная дыра во внешней стороне предметов, воплощенная в ложном монтажном согласовании; улавливание невыносимого даже в будничном и несущественном (продолжительная сцена, снятая с помощью тре-веллинга, которую Гертруда не может вынести: лицеисты идут маршевым шагом автоматов приветствовать поэта за то, что он научил их любви и свободе); встреча с немыслимым, о котором даже невозможно ничего сказать (а
можно лишь спеть), — до самого исчезновения Гертруды; окаменение, «мумификация» героини, осознающей, что вера есть мысль о
немыслимом («Была ли я молода? Но ведь я любила! Была ли я красива? Но ведь я любила! Жила ли я? Но ведь я
любила!»). Во всех этих смыслах «Гертруда»
служит провозвестником нового кинематографа, а ее продолжением можно назвать фильм Росселлини «Европа-51».
Рос-селлини выразил свою позицию
по этому вопросу так: чем менее человеческим
становится мир, тем больше долгом художника становится верить и внушать веру в отношения человека с
миром, ибо мир создан людьми1. Героиня «Европы-51» -
это мумия, излучающая нежность. Разумеется, у кино с самых его истоков были особые отношения с религией. Существует понятие некоей католичности кинематографа (многие режиссеры были откровенными католиками, даже в Америке, — а
не-католики сохраняли сложные отношения с католицизмом) . Разве в католицизме
нет постановочного размаха, а с другой стороны,
разве нет в кинематографе культа, принявшего, по выражению Эли Фора, эстафету у
кафедральных соборов?2 Похоже, что все кино укладывается в формулировку Ницше: «здесь мы еще
более благочестивы». Или, скорее, с
самого начала христианство и революция, христианская вера и
революционный фанатизм были двумя полюсами, притягивавшими
к себе массовое искусство. И объясняется это тем, что кинематографические образы, в отличие от
театральных, доказывали нам связь между человеком и миром. А следовательно, они
развивались и по направлению к преобразованию мира человеком, и в сторону открытия внутреннего и высшего мира,
каковым является сам человек... И сегодня нельзя сказать, что эти два
полюса кино ослабли: определенная католичность не перестала вдохновлять массу
режис- 1 Росселлини, беседа, в: «Lapolitique des auteurs». Cahiers du cinema-Editions |