2 Можно указать на
книгу Ажеля и Эфра (Agel et Ayfre) «Le cinema et le
sacre». 486 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 487 серов, а революционные страсти
перешли в кинематограф третьего мира. Но
все же суть изменилась, и потому имеется столько же различий между католицизмом Росселлини или Брессона и,
скажем, Форда, сколько между революционаризмом Роша или Гинея и, скажем,
Эйзенштейна. Фактом современного мира является то, что в этот мир мы больше не верим. Мы
не верим даже в события, которые постигают нас самих, в любовь и смерть, так, как будто они касаются нас лишь частично. Теперь не мы снимаем кино, а сам мир
предстает перед нами, словно плохой
фильм. По поводу фильма «Отколовшаяся банда» Годар писал: «Люди реальны, а вот мир держится
особняком. И как раз мир снимает для
себя кино. Мир не синхронен, а они справедливы, правдивы и репрезентируют жизнь. Они переживают простейшие истории, а
мир вокруг них живет по дурному сценарию»1. Связи между человеком и миром оказываются порванными. А
значит, эти связи должны стать
объектами верований: невозможное можно вернуть лишь с помощью веры.
Религия теперь обращается не к иному, преображенному,
миру. Человек попадает в мир, как в чисто оптическую и звуковую
ситуацию. И реакция, которой человек лишился, теперь может быть замещена лишь верованием. Только вера в мир может восстановить связь человека с тем, что он видит и
слышит. И необходимо, чтобы кино снимало на пленку не мир, но нашу веру в этот
мир, единственную нашу связь с ним.
Часто задаются вопросом о природе кинематографической иллюзии. Возврат
веры в мир — в этом сила современного кино
(когда оно перестает быть плохим). Христиане или атеисты, в нашей универсальной шизофрении мы обладаем потребностью в
основаниях для веры в этот мир. Это прямо-таки преобразование понятия «вера». С ним был сопряжен великий
поворот в философии — от Паскаля до Ницше: заменить модель знания
верованием2. Но вера заменяет собой знание лишь тогда, когда она
заставляет верить в этот мир, каков он есть.
В кино этот поворот происходит сначала у Дрейера, а потом у Росселлини.
В своих последних фильмах Росселлини теряет
интерес к искусству, которому ставит в упрек инфантильность и жалостливость, то, что оно сетует на утрату мира: он
хочет заменить искусство моралью, которая возвратила бы нам веру, способную увековечить жизнь. Несомненно,
Росселлини еще сохра- ' Ср.: Collet Jean, «Jean-Luc Godard». Seghers, p. 26-27. |