Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


няет идеал знания, и от этого сократического идеала он никогда не откажется. Но у него имеется потребность обосновать его религией, простой верой в человека и мир. Почему «Жанна на костре» была плохо понята? Оттого, что у Жанны д'Арк была потребность оказаться на небесах, чтобы уверовать в клочья этого мира1. В этот мир можно поверить лишь с высот вечности. У Росселлини мы видим переворот в христианской религии, что является высочайшим парадоксом. Вера -даже с персонажами Священного писания — с Марией, Иосифом и Иисусом - готова к тому, чтобы перейти на сторону атеиста. У Годара же рушится и идеал знания, сократический идеал, еще присутствовавший у Росселлини: «хороший» дискурс, дискурс бойца, революционера, феминистки, философа, режиссера и т. д. считается ничем не лучше плохого2. Объясняется это тем, что речь идет об обретении веры и возвращении ее миру, и происходит это как по сю, так и по ту сторону слов. Достаточно ли водвориться на небе, будь оно небом искусства и живописи, чтобы найти основания для веры («Страсть»)'! Или же необходимо выдумать «среднюю высоту» в промежутке между небом и землей («Имя: Кармен»)?2 Что несомненно, так это то, что вера уже не означает ни веры в иной мир, ни веры в мир преображенный. Означает она просто-напросто веру в тело. Это значит возвращать дискурс телу, а с этой целью необходимо достичь тела перед тем, как вещи будут названы, а потом уже обратиться к дискурсу, к словам: таково «пред-имя» (игра слов: в названии фильма Годара ргёпот означает просто «имя»; - прим. пер.), и даже нечто ему предшествующее4. Арто говорил о том же самом, о вере в плоть, «я - человек, утративший жизнь и стремящийся всеми средствами возвратить ее на

1  Ср. превосходный анализ Клода Бейли (Beylie) в: «Proces de Jeanne d'Arc. Etudes
cinematographiques»
.

2  D a n e у S e rge, p. 80: «На слова, сказанные другим, будь то утверждение, про
кламация или проповедь, Годар всегда отвечает тем, что говорит другой другой.
В его педагогике всегда присутствует существенная неизвестная величина, а имен
но — характер отношения, поддерживаемого им с хорошим дискурсом (с теми ви
дами дискурса, которые он поддерживает, например, маоистским), неопределим.

3  В е rg a I a Alai n.«Lesailesd'Icare».«QiWe/srf«c(/i«'/na»,no.355,janvierl984,p.8.

4  Даней показывает, что в силу статуса годаровского дискурса единственным «хо
рошим» дискурсом является тот, который можно вернуть телу или восстановить
для тела: в этом заключается весь сюжет фильма «Здесь и вдали». Отсюда необхо
димость добираться до вещей и людей «перед тем, как они будут названы», до
всякого дискурса, с тем чтобы они могли произвести собственный дискурс: ср.
пресс-конференцию в Венеции, посвященную фильму «Имя: Кармен», в:
«Cinematographe», no. 95, decembre 1983 (а также комментарии Луи Одибера
(Audibert), p. 10 : «в этом фильме присутствует значительная свобода, и это — сво
бода верования <...>. Следы мира, запечатленные на киноэкране, преподносятся
как иные, евангельские, речи <...>. Обретение мира предполагает возвращение
по сю сторону кодов...»).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz