няет идеал знания, и от этого
сократического идеала он никогда не откажется.
Но у него имеется потребность обосновать его религией, простой верой в человека и мир. Почему «Жанна
на костре» была плохо понята?
Оттого, что у Жанны д'Арк была потребность оказаться на небесах, чтобы
уверовать в клочья этого мира1. В этот мир можно поверить лишь с высот вечности. У Росселлини мы
видим переворот в христианской религии, что является высочайшим
парадоксом. Вера -даже с персонажами Священного писания — с Марией, Иосифом и
Иисусом - готова к тому, чтобы перейти на сторону атеиста. У Годара же рушится
и идеал знания, сократический идеал, еще присутствовавший у Росселлини: «хороший» дискурс, дискурс бойца, революционера,
феминистки, философа, режиссера и т. д. считается ничем не лучше плохого2. Объясняется это тем, что речь идет об
обретении веры и возвращении ее миру, и происходит это как по сю, так и по ту сторону слов. Достаточно ли водвориться на небе,
будь оно небом искусства и живописи,
чтобы найти основания для веры («Страсть»)'! Или же необходимо выдумать «среднюю высоту» в
промежутке между небом и землей («Имя:
Кармен»)?2 Что несомненно, так это то, что вера уже не означает ни веры в иной мир, ни веры
в мир преображенный. Означает она просто-напросто веру в тело. Это
значит возвращать дискурс телу, а с этой
целью необходимо достичь тела перед тем, как вещи будут названы, а потом уже обратиться к дискурсу, к словам: таково «пред-имя» (игра слов: в названии фильма
Годара ргёпот означает просто «имя»; - прим. пер.), и даже нечто
ему предшествующее4. Арто говорил о том же самом, о вере в плоть,
«я - человек, утративший жизнь и
стремящийся всеми средствами возвратить ее на 1 Ср. превосходный анализ Клода Бейли (Beylie) в: «Proces de Jeanne d'Arc. Etudes 2 D a n e у S e rge, p. 80: «На слова, сказанные другим, будь то утверждение, про 3 В е rg a I a Alai n.«Lesailesd'Icare».«QiWe/srf«c(/i«'/na»,no.355,janvierl984,p.8. 4 Даней показывает, что в силу статуса годаровского дискурса единственным
«хо |