494 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 495 трех случаях речь
идет не просто о содержании какого-либо фильма: именно
киноформа, на взгляд этих режиссеров, способна открыть нам высочайшую
детерминацию мысли, выбор, эту точку, расположенную глубже, нежели какая бы то ни было связь с миром. Следовательно, Дрейер устанавливает господство плоского и усеченного образа мира, Брессон —
господство образа бессвязного и фрагментированного, а Ромер — образа
кристаллического или миниатюризованного лишь для того, чтобы достичь четвертого или пятого измерения Духа, который веет,
где хочет. У Дрейера, у Брессона и у Ромера - тремя различными способами —
кинематограф духа столь же конкретен, захватывающ и более занимателен, чем любой другой (ср. комическое у Дрейера). Именно автоматический характер кино, в отличие от театра, наделяет его этой возможностью. Автоматический образ требует не только новой концепции роли или актера, но также и самой мысли. Эффективно выбирает
лишь тот, кто сам уже избран: это может быть и пословицей у Ромера, и субтитрами у Брессона, и эпиграфом у Дрейера.
Множество образуется из отношений между автоматизмом, немыслимым и мыслью. Дрейеровская мумия была отсечена от слишком жесткого, тяжкого или поверхностного внешнего
мира; тем не менее она была пронизана его ощущениями, избытком ощущений, которые она не могла и не должна была выразить
«наружу», но которые могли бы
обнаружиться, исходя из более глубинного внешнего1. У Ромера
мумия уступает место марионетке, а чувства — навязчивой «идее», вдохновляющей ее извне, даже если иногда эта идея покидает ее,
оставляя ее в пустоте. У Брессона появляется третье из упомянутых состояний,
когда автомат чист, лишен как идей, так и чувств; он характеризуется только автоматизмом заурядных сегментаризован-ных, хотя и наделенных автономией, жестов: именно
это Брессон называет присущей
кинематографу «моделью», подлинной Вигиламбу-лой, в противоположность театральным актерам. И как раз так мысль извне
овладевает очищенным автоматизмом как немыслимое в мысли2. Этот
вопрос существенно отличается от проблемы остранения; это проблема чисто
кинематографического автоматизма и его послед- ствий.
Материальный автоматизм образов способствует возникновению мысли, приходящей извне; он навязывает эту мысль, как немыслимое,
нашему интеллектуальному автоматизму. Автомат
отрезан от внешнего мира, но существует и более глубокое внешнее, которое его оживляет. Первым последствием здесь становится новый
статус Целого в современном кинематографе. И все-таки мы не стали бы утверждать, что существует большое различие между тем, что мы говорим теперь, целое есть
внешнее, и тем, что мы говорили о классическом кино - целое есть
открытое. Но открытое совпадало с косвенной репрезентацией времени:
повсюду, где наличествовало движение, во времени было и открытое, где-то
изменяющееся целое. Поэтому для
кинематографического образа было характерно
закадровое пространство, отсылавшее, с одной стороны, к внешнему миру,
актуализируемому в иных образах, а с другой — к изменяющемуся целому, выражавшемуся во множестве сопряженных образов. Сюда могло вмешиваться даже ложное монтажное
согласование, предвосхищавшее
современное кино; однако же, казалось, будто оно формирует лишь аномалию
в движении или помеху при ассоциации образов, и все это свидетельствовало о
косвенном воздействии целого на все части
множества. Эти аспекты мы уже рассматривали. Итак, целое в кино непрестанно творилось,
интериоризируя образы и экте-риоризируясь в образах сообразно закону двойного
притяжения. Это был процесс
постоянно открытой тотализации, обусловливавшей монтаж или мыслительные
потенции. Совсем иное дело сказать: «целое есть
внешнее». Ибо прежде всего вопрос уже не касается ассоциации или притяжения образов. В счет идет, напротив, зазор
между двумя образами: пробел,
способствующий тому, что каждый образ прикрепляется к пустоте и в нее же падает1.
Сила Годара не только в том, что он
пользовался этим методом композиции во всех своих фильмах (конструктивизм), но еще и в том, что он превратил
его в метод, который кино должно
подвергать исследованию в процессе его использования. «Здесь и вдали»
знаменует собой первую вершину такой рефлексии, впоследствии, в фильме «Шестью два», переходящей к телевидению. На
самом деле, всегда можно возразить, что зазор встречается лишь |