![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
полагаясь в
промежутке между выбором и невыбором (и всеми их вариантами),
отсылает нас к некоему абсолютному отношению с внешним, по ту сторону даже интимного психологического сознания, но также и
за пределы относительного внешнего мира,, и только он способен вернуть нам мир и личное «я». Ранее мы
видели, каким образом кино,
вдохновлявшееся христианством, не довольствовалось применением этих концепций, но обнаруживало их как
наиболее возвышенную тему фильмов (у
Дрейера, Брессона и Ромера): тождество мысли выбору, как детерминация недетерминируемого. Героиня фильма «Гертруда» проходит через все эти состояния, находясь между отцом, который
говорит, что в жизни выбора не бывает, и другом, пишущим книгу о выборе. Страшный человек блага или
благочестивый (тот, для кого не
существует выбора); нерешительный или равнодушный (тот, кто не умеет или не может выбирать); страшный
человек зла (тот, кто выбирает в первый раз, но не может делать выбор
впоследствии" не может повторить
собственный выбор); наконец, человек выбора или верования (тот, кто выбирает выбор или неоднократно повторяет его): таково
кино способов существования, сопоставления этих способов и их соотнесения с внешним, от коего зависят сразу
и мир, и «я». Определяется ли эта внешняя точка благодатью или же случаем?
Ромер, в свою очередь, прошел кьеркегоровские этапы жизненного пути: эстетическую стадию в «Коллекцианерше», этическую
стадию в «Удачном замужестве» и религиозную стадию в «Моей ночи у
Мод» и, особенно, в «Парсифале»1. Сам Дрейер
прошел различные стадии — от слишком большой
уверенности благочестивого, от безумной уверенности мистика, от неуверенности эстета, до простой веры умеющего
выбирать (и возвращающего мир и жизнь). Брессон обратился к пас-калевскому стилю, чтобы обрисовать человека блага,
человека зла, нерешительного, но
также и человека благодати или осознанного выбора (отношения с внешним,
«ветер где хочет, там и веет»). И во всех
|
![]() ![]() |