Следует отметить, что первый тезис Бергсона о движении сложнее, чем это кажется поначалу. С одной стороны, в нем есть критика всевозможных попыток восстановления движения при помощи прой- денного
пространства, то есть путем наложения неподвижных мгновенных срезов на абстрактное время. С другой же стороны, в первом бергсоновском тезисе заложена критика кинематографа, изобличаемого как одна из упомянутых иллюзорных попыток, как попытка, знаменующая собой кульминацию иллюзии. Но существует также и тезис из «Материи и памяти» о подвижных срезах и временных планах, и он пророчески предвосхитил будущее и сущность кино. Что же касается «Творческой
эволюции», то в ней представлен именно второй тезис,
который уже не сводит все к одной и той же иллюзии о движении, а различает по
меньшей мере две несходные между собой иллюзии. Заблуждение всегда в том, что
движение восстанавливают через мгновения или положения, но
делают это двумя способами, древним и современным. С точки зрения древних, движение
отсылает к интеллигибельным элементам, к
Формам или Идеям, что сами по себе являются
вечными и неподвижными. Само собой разумеется, чтобы восстановить движение, мы схватываем эти формы с
точностью до их актуализации в материи как потоке. Это потенциальности,
которые переходят в актуальное не иначе, как
воплощаясь в материи. Но с другой стороны, движение только и делает, что
выражает некую «диалектику» форм,
идеальный синтез, наделяющий его мерой и порядком. Значит, понятое таким
образом движение является упорядоченным переходом
от одной формы к другой, то есть порядком поз или привилегированных
моментов, как в танце. «Считается», что формы и идеи «характеризуют период, чью квинтэссенцию они выражают,
тогда как остаток этого периода
заполняется переходом от одной формы к другой и сам по себе лишен всякого интереса... Мы замечаем конечный предел или
кульминационный пункт (telos, акте - греч. «цель, высшая
точка», -прим. пер.) и строим из него существенный момент, и этого
момента, сохраненного в языке (langage) ради выражения
факта как целого, бывает достаточно также и для науки, чтобы такой факт
охарактеризовать1. Современная
научная революция состояла в соотнесении движения уже не с привилегированными моментами, а с каким-угодно-мгновением. Даже когда требовалось восстановить
движение, его восстанавливали
уже исходя не из формальных трансцендентных элементов (поз), а из имманентных
материальных элементов (срезов). Вместо
того, чтобы проводить интеллигибельный
синтез движения, осуществляли его чувственный анализ. Именно так, определяя
отношение 2 ЕС, р. 774 (330). Рус.
пер., с. 314. 44 Жиль Делез Кино-1. Образ-движение 45 между орбитой и временем, необходимым для того, чтобы пройти ее, сформировалась
современная астрономия (Кеплер); из соотнесения пространства, пройденного за
время падения тела, — современная физика (Галилей); из выведения уравнения
плоской кривой, то есть из определения
положения точки на подвижной прямой в любой момент построения последней
— современная геометрия (Декарт); наконец, появилось
дифференциальное исчисление, и с этих пор ученые догадались, что срезы следует считать бесконечно
сближаемыми (Ньютон и Лейбниц). И
повсюду механическая последовательность каких-угод-но-мгновений заменила диалектический порядок поз:
«Современная наука должна главным
образом определяться своим стремлением принимать время за независимую переменную»1. |