508 Жиль Делёз К.ино-2. Образ-время 509 вернить
благодатное тело или же каким-либо образом им воспользоваться, чтобы в
конце концов обрести способность к исчезновению (таков поэт из «Капричос», ищущий себе наилучшую позицию, чтобы умереть).
Исчезнуть — таковым было уже затаенное желание Саломеи, когда она пятилась в сторону луны. Но если протагонист вот так возобновляет свои позы, то причина здесь в том,
что он достиг той степени отсутствия воления, которая и определяет
теперь патетику, шопенгауэровскую точку,
точку Гамлета из фильма «Гамлет из монахов», точку, в которой
исчезает видимое тело. В отсутствие воления высвобождаются музыка и слово, их переплетение в теле, от которого теперь остается лишь звук: таково тело из новой
оперы. Даже афазия теперь становится
языком благородным и музыкальным. И уже не персонажи обладают голосами, а голоса или> скорее, голосовые модусы
протагониста (шепот, дыхание, крик, изрыгание ругательств...) становятся единственными и подлинными персонажами
церемонии в среде, которая стала
музыкальной: таковы великолепные монологи Ирода Антипы в «Саломее»; они словно вздымаются из его покрытого проказой тела, и это есть реализация звуковых
потенций кинематографа'. И, несомненно, в этих начинаниях Кармело Бене
ближе прочих к Арто. Им переживается то же
самое приключение: он «верует» в кинематограф,
в то, что кино может работать с театрализацией более глубокой, нежели
сам театр, — но верит лишь в течение краткого периода. Скорее, он все же считает, что театр больше способен возрождаться и обнаруживать собственные звуковые
потенции, чем кино, которое визуально все еще является чересчур ограниченным,
даже учитывая то, что театрализация теперь включает электронные средства, которые сменили кинематографические. И
все-таки недолго, во время слишком
часто и намеренно прерываемой работы он верил в способность кино давать
тело, т. е. творить его, способствовать его рождению и исчезновению в церемонии, в своего рода литургии. Именно здесь мы можем уловить смысл
взаимоотношений между театром и кино. Эти два полюса —
тело будничное и тело церемониальное — мы обнаруживаем
или вновь обретаем в экспериментальном кино. Последнее не обязательно
идет впереди; иногда оно движется позади. Различие между экспериментальным и
прочим кинематографом состоит в том, что
первый экспериментирует, а второй находит, в силу иной необходимости,
нежели необходимость процесса киносъемки. В экспериментальном кино
иногда сам процесс устанавливает камеру на
будничное тело; таковы знаменитые опыты Уорхола, шесть с половиной часов съемки
спящего человека неподвижным планом, три чет- ' Обо всех этих
аспектах фильмов Бене ср. анализ Жан-Поля Манганаров: «Lumiere du cinema», no. 9, novembre 1977. |