верти часа съемки человека, который ест
гриб («Спать», «Есть»)1. Порою
же, напротив, это телесное кино ставит некую церемонию, принимает инициационный и литургический вид, а
также пытается отобразить все твердые
и текучие состояния священного тела, вплоть до ужаса и омерзения, как это было в попытках Венской школы, у Бруса, Мюля и Нитча2. Но можно ли
говорить о противоположных полюсах во всех остальных случаях, кроме крайних,
безусловно не самых удачных? В наиболее успешных случаях повседневное тело скорее готовится к церемонии, которая, возможно,
так и не наступит, а, возможно, как
раз и состоит в ожидании: такова длительная подготовка супружеской четы в «Механике любви» Мааса и Мура или же столь же долгая подготовка проститутки в фильме
Моррисси и Уорхола «Плоть». Превращая
маргиналов в героев своих фильмов, ан-дерграунд
пользовался средствами повседневности, истекавшей в подготовке к
стереотипной церемонии, будь то прием наркотиков, проституция или травестия. Эта постепенная и будничная театрализация тела
предполагает показ его поз и повадок, как в фильме «Плоть», одном из прекраснейших в этом роде, где
продемонстрированы ожидающее тело, тело усталое и собственно момент разрядки,
выражающийся в игре трех тел основных персонажей — мужчины, женщины и ребенка. В счет идет не столько различие между полюсами, сколько переход от одного к другому, неощутимый переход от поз или повадок к «гестусу». Термин
«гестус» (gestus) создал Брехт,
сделав его сущностью театра, несводимой к
интриге или сюжету: по его мнению, гестус должен быть социальным, хотя он и признавал, что существуют и иные его виды3. То, что мы обобщенно
называем гестусом, представляет собой связь между позами или их узел, их
взаимную координацию, — но именно в той мере, в какой она не зависит от
какой-либо предза- 1 Доминик Ногез (Noguez) особо подчеркивает реальное время и устранение пове- 2 О церемониальном
полюсе экспериментального кино ср.: В е г 1 е 11 о Paolo, 3 Brech t, «Musiqueet gestus», «Ecrits sur le
theatre», АкЬе.Толан Барт снабдил этот |