510 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 511 данной истории,
интриги или от любого образа-действия. Наоборот, гестус является разработкой самих
поз и на этом основании осуществляет
непосредственную театрализацию тела, зачастую весьма незаметную,
поскольку происходит она независимо от какой бы то ни было роли. Величие
творчества Кассаветеса заключается в том, что он
разрушил историю, интригу, и действие, и даже пространство, а в итоге пришел к позам, как к категориям,
вкладывающим время в тело, т. е.
мысль в жизнь. Когда Кассаветес утверждает, что не персонажи должны
являться из истории или интриги, а история - черпаться из персонажей, он
резюмирует требование кинематографа тела: персонаж сводится к его собственным
телесным позам, и отсюда должен получиться
гестус, т. е. «спектакль», театрализация или драматизация, стоящие любой интриги. Фильм «Лица» строится
на телесных позах, которые представлены в виде лиц, а лица — в виде
гримас, выражающих ожидание, усталость,
эйфорию или тоску. К тому же, исходя из поз, принятых у негров или у белых, фильм «Тени» выявил социальный
гестус, завязывающийся вокруг поз
метиса, оказавшегося в состоянии невозможности
сделать выбор, одинокого и на грани обморока. Комол-ли говорит о кино откровения, единственными
ограничениями в котором являются телесные, а единственной логикой — логика
сцепления поз: персонажи «формируются жест
за жестом и слово за словом по мере продвижения фильма вперед, они сами
себя изготавливают, причем прокрутка фильма
действует на них как проявитель, так что каждый шаг вперед означает новое развитие их поведения, ибо их собственная длительность до тонкостей совпадает с
длительностью фильма»1. А в последующих фильмах спектакль
может проходить через сценарии: последние не
столько рассказывают некие истории, сколько разрабатывают и преобразуют телесные позы, как происходит
в «Женщине под влиянием» или в «Глории», где брошенный ребенок льнет
к телу женщиг ны, которая поначалу
пытается его оттолкнуть. В «Реках любви» выведены брат и сестра: первый может ощущать своё «я»
лишь в окружении женских тел, а вторая — среди нагроможденного багажа и
выводка животных, которых она ему дарит.
Как же тут существовать в качестве личности,
если в одиночестве это невозможно? Как протащить какой-либо предмет сквозь эти
связки тел, служащие одновременно и препятствием, и средством? Всякий раз пространство формируется из этих телесных
наростов — проституток, багажа и животных, — и все это ради поисков «тока», который прошел бы от одного тела к
другому. Но в результате одинокая
сестра уйдет в грезы, а брат продолжит галлюцини- 1 С о m о 11 i, «Cahiers du cinema», no.
205, octobre 1968 (ср. также комментарий Сильвии Пьер). Сам Кассаветес говорит, что жизни
недостаточно: необходим еще и «спектакль», ибо лишь спектакль может быть
творением; однако спектакль должен
быть эманацией живых персонажей, а не наоборот. |