92 Жиль Целёз Кино-1.
Образ-движение 93 ношениям, сообразно которым действующие в нем силы или факторы
обусловливают наибольшее количество движения. В отличие от
немецкого экспрессионизма, здесь все - и даже свет — используется ради
движения. Разумеется, свет не единственный
фактор, имеющий значение для движения, которое он сопровождает, претерпевает или даже обусловливает. К тому
же существует французский люминизм,
созданный великими операторами (такими, как Периналь), где свет играет самостоятельную роль. Однако же, как раз то, благодаря чему свет присутствует сам по
себе, и является движением, чистым
движением в протяженности, происходящим на сером фоне, в «образе из гризайли, играющей всеми оттенками серо-го»',Это свет, непрестанно циркулирующий в
однородном пространстве и создающий
светозарные формы не столько при встрече со смещающими его предметами, сколько самой своей подвижностью. Знаменитое свечение серого цвета во французской
школе уже представляет собой
цвет-движение. Это не диалектическое единство в духе Эйзенштейна, которое разделялось на черное и белое
или же возникало из них
при.образовании нового качества. Еще меньше это напоминает экспрессионизм, где аналогичное явление возникает
как результат бурной схватки между
светом и тьмой или же объятий света и тени. Серое или свет как движение
- это чередующееся движение. Несомненно, оригинальность
французской школы состоит в замене диалектической оппозиции или же экспрессионистского
конфликта-чередованием. У Гремийона
мы обнаруживаем высшую степень этого явления; упорядоченное чередование света и тени, чья подвижность
достигается при помощи маяка в «Смотрителях
маяка»: чередование дневного города с ночным в «Странномгосподине Викторе». Это чередование в протяженности, а не конфликт, поскольку в обоих случаях
мы видим свет, солнечный и лунный, и
солнечный и лунный ландшафт, сообщающиеся между собой через все оттенки
серого. Такая концепция света — вопреки кажущемуся — многим обязана колоризму
Делоне. Очевидно, что
наибольшее количество движения даже сегодня следует понимать как максимум
относительный, ибо оно зависит от ритмического единства, избранного в качестве
интервала переменных факторов, чьей,
функцией оно является, и метрических отношений между факторами и единством, задающими форму движению. Это и будет «наилучшим» количеством движения, если
принять во внимание все названные элементы. Максимум каждый раз является квалифицированным, сам он тоже качество, будь то
фанданго, фарандо- ла, балет и т. д.
В зависимости от вариаций настоящего момента или же сокращений'
или удлинений интервала можно сказать, что при очень медленном движении
реализуется максимальное количество возможного движения, - равно как и при
очень быстром движении: если в «Колесе» Ганса
дана модель все более стремительного движения1 при ускоряющемся монтаже, то «Падение.дома Эшеров» Эпштей-на
остается шедевром замедленной съемки, при которой тем не менее достигается максимум движения при бесконечно
растягиваемой форме. Теперь пришла
пора переходить к другому аспекту количества движения, к его абсолютному
максимуму. Эти два аспекта вовсе не противоречат
друг другу: они неразрывно между собой связаны, имеют друг друга в видуи с самого начала друг друга
предполагают. Уже у Декарта присутствует ярко выраженная относительная
квантифика-ция движения в переменных
множествах, но также и абсолютное количество
движения во вселенском целом. Это соотношение вновь всплывает в кинематографе, как одно из наиболее
глубоких условий его существования:
с одной стороны, план обращен к кадрированным множествам и вводит максимум относительного движения между их элементами; с другой же стороны, он ориентированна
изменчивое целое, изменения в котором выражаются в абсолютном максимуме движения. Различия здесь не сводятся ктому, что в
одном случае каждый образ берется сам
посебе (кадрирование), а в другом берутся отношения между образами
(монтаж). Само движение камеры вводит несколько образов в рамках одного и с
перегруппировками, а также способствует
тому, что один-единственный образ может выражать целое. В особенности это ощущается у Абеля Ганса, который с полным правом ставил себе в заслугу освобождение
камеры при съемках «Наполеона» не только от лежащих на земле рельсов, но даже и
от отношений с несущим ее человеком:
камеру можно было водрузить на коня, метнуть, словно оружие, покатить,
будто шар, бросить в море по винтовой линии1. И все же предыдущее
замечание, позаимствованное нами у Бёрча,
остается в силе: движение камеры у большинства режиссеров, о которых мы ведем"речь в этой главе, остается закрепленным за примечательными моментами, тогда как
обычное, «чистое», движение связано
скорее с последовательностью неподвижных планов. Получается, что монтаж имеет дело с двумя сторонами плана: во-первых, со стороной кадрированного множества,
не довольствующегося
одним-единственным образом, но изображающего относительное движение в той последовательности, в
какой изменяется единица его измерения (перегруппировка); во-вторых, со
стороной це- |