1 flurch Noel, «Marcel Z/#erMe/*/Seghers, p. 139. Ср. также
замечания Аман -гуаля о свете у Рене Клера (р. 56) и в особенности у Виго («десакрализация
сумерек экспрессионизма» - р. 72), а также статью Мирей Латиль о Гремийоне (L a t i 1 Mireille. «Cinematographe», no. 40, octobre 1978). 'Gance Abel кн.: Lhermini«r Pierre, «L'art du
cinema». Seghers, p. 163-167. 94 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 95 лого, относящегося к фильму, не ограничивающегося последовательностью образов, но выражающегося в абсолютном движении, характер
которого теперь нужно установить. Кант писал,
что пока единица измерения (числовая) является гомогенной, можно без труда дойти до
бесконечности — правда, абстрактно. Когда же
единица измерения становится переменной, воображение, наоборот, с легкостью наталкивается на предел: по окончании короткой очередности ему уже не удается охватить
совокупность последовательно
схватываемых им величин. Тем не менее Мысль или Душа в силу выдвигаемого перед ними требования должны
понять множество движений в Природе или во Вселенной как целое. Именно
это Кант называл высшим проявлением
математики: воображение посвящает себясхватыванию
относительных движений, при котором оно стремительно теряет силы, преобразуя единицы измерения; мысль же должна добраться до того, что превосходит всякое
воображение, то есть до множества
движений как целого, до абсолютного максимума движения, до абсолютного движения, что само по себе сливается с
несоизмеримым или чрезмерным, гигантским, беспредельным — с небесным
сводом или безграничным морем1.
Это второй аспект времени: уже не промежуток как переменное настоящее, а, в основе своей, открытое целое как
безмерность будущего и прошлого. Это время уже не как последовательность движений и их единств, а как симультанность,
одновременность (ибо одновременность
принадлежит времени также, как и последовательность: она представляет собой время как целое). Как раз этот идеал симультанности неотступно преследовал французское
кино, но в такой же мере в нем
черпали вдохновение живопись, музыка и даже литература. Разумеется, мы можем считать, что от первого ко второму аспекту перейти несложно: разве последовательность
не бесконечна по определению и, если
ее подвергать постепенному ускорению или даже бесконечно растягивать, разве пределом ее не является одновременность, к которой она бесконечно приближается? В
этом смысле Эпш-тейн говорил о
«стремительной и угловатой последовательности, которая тяготеет к совершенной окружности невозможной
симультаннос-ти»2. Так мог выразиться Вертов — это
утверждение в духе футуристов. И все же во
французской школе в отношениях между двумя анализируемыми аспектами есть
дуализм : относительное движение принадлежит
материи и описывает множества, которые можно различать или связывать между собой через «воображение», тогда
как абсолютное движение — свойство духа и выражает психический характер
изменяющегося целого. В итоге мы переходим
от одного аспекта к другому не при |