Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


532


Жиль Деле'з


Кино-2. Образ-время


533


 


четливой системы»1. Возможно, именно в этих двух аспектах мы можем определить мозг как ацентрированную систему2. И, разумеется, наши отношения с мозгом изменились не под воздействием науки, а, возможно, произошло обратное, и вначале изменилось наше отношение к мозгу, а потом оно повело науку впотьмах. Психология много говорит о переживании отношений к телу, о переживаемом теле, но гораздо меньше — о переживаемом мозге. Наши переживаемые отношения с мозгом становятся все более хрупкими, все менее «Евклидовыми» и проходят ряд мелких церебральных смертей. Мозг становится не столько символом нашего мастерства и нашей решительности и способности к решению проблем, сколько нашей проблемой, болезнью или страстью. Мы не стремимся подражать Арто, но Арто переживал в мозгу и говорил о мозге то, что касается нас всех: «его антенны, обращенные к невидимому», он способен «много раз возобновлять воскресение из мертвых».

Мы больше не верим в целое, как в интериорность мысли, пусть даже открытую; мы верим в некую внешнюю силу, во внешнее, производящее в себе углубление, улавливающее нас и притягивающее наше внутреннее. Мы больше не верим и в ассоциации образов, даже наводящих мосты между пустотами; мы верим в разрывы, обретающие абсолютную ценность и подчиняющие себе всякую ассоциацию. И это не абстракция, а два аспекта, определяющие новый интеллектуальный кинематограф. Примеры этому можно обнаружить, в особенности, у Тешине и у Бенуа Жако. Обоих можно считать достигшими сенсомоторного крушения, на котором строится современное кино. Но их кино отличается от телесного, поскольку, на их взгляд (как и у Рене), прежде всего позами командует мозг. Мозг обрезает все внутренние ассоциации или обращает их в бегство; он призывает некое внешнее, расположенное за пределами какого бы то ни было экстериорного мира. У Тешине ассоциированные образы скользят и бегут по витринам, следуя потокам, до истоков которых должен доб-

1  Сюда относится проблема синапсисов и передачи электрических или химических
сигналов от нейрона к нейрону: ср.: Changeux Jean-Pierre. «L'homme neuronal».
Fayard, p.
108 sq. Самого открытия синапсисов оказалось достаточно для того, что
бы разбить идею непрерывной церебральной сети, ибо это открытие навязывало
необходимость нередуцируемых точек или купюр. Но в случае с синапсисами, име
ющими свойство передачи электричества, по нашему мнению, такие купюры или
точки можно назвать «рациональными» (следуя математической аналогии). И на
против, в случае с химическими синапсисами точка является «иррациональной», а
купюра имеет значение сама по себе и больше не принадлежит ни к одному из двух
разделяемых ею множеств (действительно, в синапсической щели пузырьки ос
лабляют связи между дискретными множествами химических «передатчиков», или
между «квантами»). Отсюда все возрастающая важность алеаторного или, скорее,
полуалеаторного фактора в нейронной передаче информации. Этот аспект про
блемы подчеркнул Стивен Роуз:
«Le cerveau conscient». Seuil, p. 84—89.


Предыдущая Следующая