весьма
относительной. Во всяком случае, современное кино получает идеальное
определение через «опрокидывание», в результате коего образ
выдергивается из цепочки, а купюра начинает иметь смысл сама по
себе. Купюра, или зазор между двумя сериями образов, больше не принадлежит ни к одной, ни к другой серии: она является эквивалентом так называемой
иррациональной купюры, обусловливающей
несоизмеримые отношения между образами. Стало быть, это уже не лакуна, это не тот случай, когда предполагается,
что ассоциированные образы должны ее преодолеть; образы, разумеется, не
«вытягиваются» наудачу, но теперь новые выстраивания
в цепь подчиняются купюрам, тогда как прежде купюры подчинялись
сцеплениям. Пример этому - фильм «Люблю тебя, люблю», когда происходит
возвращение к одному и тому же образу, но тот каждый раз берется в новой серии.
В предельном случае, рациональные купюры
исчезают, а остаются лишь иррациональные. Следовательно, уже не
существует метафорических или метонимических
ассоциаций, их сменило новое выстраивание в цепь вокруг образа, взятого в буквальном значении; не
существует и сцепления ассоциированных
образов, есть лишь новое выстраивание в цепь самостоятельных образов. Теперь образы следуют не один за другим, а «один плюс другой», и каждый план
декадрируется по отношению к кадрированию следующего плана'. Мы видели подробности этого процесса на материале метода Годара,
основанного на интервалах, то есть
более обобщенно, это дробление на куски, вновь выстраиваемые в цепь, каким мы его обнаруживаем у Брессона и Рене, у Жако и Тешине. Это прямо-таки новая
ритмика, серийный или атональный
кинематограф, новая концепция монтажа. В таких случаях купюра может появляться и проявляться ради самой себя, в виде черного экрана, белого экрана и
производных от них: так, грандиозный
синий образ ночи, где с переменной скоростью и изменчивым распределением порхают перышки или какие-то частицы, непрестанно повторяется в фильме Рене «Любовь
до смерти». С одной стороны, кинематографический образ
становится непосредственным
представлением времени в соответствии с несоизмеримыми отношениями и иррациональными купюрами. С другой же стороны,
этот образ-время вкладывает мысль в отношения ' Жан-Пьер
Бамберже по поводу фильма Годара «Спасайся, кто может» писал: «В кадрировании присутствуют различные моменты
съемки; съемка одного плана и есть кадрирование, съемка же другого плана
— это декадрирование одного плана по отношению к кадрированию плана следующего,
а монтаж — это окончательное рекадрирование. <...> Кадрирование теперь
служит не для определения пространства, а для запечатления времени» («Либерасьон»,
8 ноября |