Несомненно, эта истина имела значение также для Западной Европы, но открывавшие ее авторы были редки, поскольку она была прикрыта механизмами власти и мажоритарными системами. Зато она прогремела в
Третьем мире, где угнетенные и эксплуатируемые нации оставались на уровне вечных меньшинств и в состоянии кризиса коллективной самоидентификации. Третий мир и
меньшинства породили авторов,
оказавшихся в состоянии сказать в отношении своей 1 К примеру, о
демократии, общественных интересах и необходимости «вождя» в творчестве Кинга
Видора ср.: «Positifo, no. 163, novembre 1974 (статьи
Мишеля Си-мана и Майкла Генри). нации и
собственной личной ситуации в этой нации: вот народа-то и нет. Первыми
открыто об этом объявили Кафка и Клее. Первый писал, что второстепенные литературы «у малых наций» должны восполнять «зачастую пассивное и всегда стремящееся к
распаду национальное сознание»; второй утверждал, что для того, чтобы живописи объединить все части «великого произведения», ей
необходима «самая могущественная сила», народ, а того пока еще нет1.
Это тем более касается кинематографа как
массового искусства. Зачастую режиссер
из Третьего мира работает для безграмотной публики, воспитанной на американских, египетских или индийских
сериалах либо фильмах о каратэ, и это необходимая ступенька —
обрабатывать надо именно эту материю, чтобы
извлекать из нее элементы народа, которого
пока нет (Лино Брокка). Порою же режиссер,' принадлежащий к нацменьшинству, оказывается в тупике,
описанном Кафкой: в итоге — невозможность «писать», невозможность писать
на господствующем языке, невозможность
писать иначе (Пьер Перро попадает в
эту ситуацию в «Стране без здравого смысла»: невозможность не говорить, невозможность говорить иначе, нежели
по-английски, невозможность говорить по-английски, невозможность устроиться во
Франции, чтобы говорить по-французски...), и через это состояние кризиса также
надо пройти, и его необходимо разрешить. Этот «протокол» о народе, которого
нет, представляет собой не отречение от политического кино, а, наоборот, новую
основу, на которой оно отныне будет базироваться в Третьем мире и у нацменьшинств.
Необходимо, чтобы искусство, и в особенности — кино, принимало участие в решении этих задач: не обращаться к
предполагаемому народу, который уже
присутствует, а вносить вклад в формирование народа. В тот момент, когда
хозяева и колонизаторы заявляют: «народа
здесь никогда не было», сам народ, которого нет, представляет собой
будущее; он выдумывает себя — в трущобах и лагерях, в гетто, в новых условиях борьбы, в которые должно вносить
вклад искусство, с необходимостью
политическое. Второе существенное различие между классическим и современным политическим кино касается отношений между политическим и частным. Кафка утверждал, что «крупные» литературы всегда сохраняют границу между
политическим и частным, какой бы размытой та ни была, -а вот в малых литературах частное дело немедленно становится полити- |