2 Ср.: G a n с е Abel. ibid. 96 Жиль }\елез Кино-1
Образ-движение 97 оне» две свои основные
формы: с одной стороны, оригинальное использование наложения кадров, с другой
же — изобретение тройного экрана и
«поливидения». Накладывая друг на друга массу кадров (иногда—до
шестнадцати), используя незначительные времени ые смещения между ними, добавляя одни кадры и устраняя другие, Ганс прекрасно
понимал, что зритель этих «накладок» (в прямом смысле) не увидит: ведь воображение здесь преодолевается, оно
исчерпывает себя Hi быстро доходит до
собственных, пределов. Но режиссер здесь рас-считывалма воздействие, которое
все эти накладки оказывают на душу, а также на создание ритма, чьи элементы то
добавляются, то убираются: этот ритм
сообщает душе идею целого как ощущение чрезмерности или беспредельности. Изобретая тройной экран, Ганс достиг одновременного показа трех аспектов одной и той же
сцены либо трех различных сцен и
создал так называемые «необратимые» ритмы, начальная точка одного из которых представляет собой конечную точку
другого, а смысл центральной точки является общимдля обоих. Объединяя одновременность наложения кадров с
одновременностью контр-наложения, (Ганс поистине творит образ в виде
абсолютного движения изменяющегося целого.
Это уже не область относительных явлений,
таких, как переменный интервал, кинетическое ускорение или замедление
материи, а зона абсолютного: светозарной одновременности, протяженного света,
изменяющегося целого, представляющего собой
Дух (уже не> органическая спираль, а великая духовная спираль у Ганса и Л'Зрбье иногда достигается
непосредственно с помощью движений
камерыХ Вот где точка соприкосновения этих режиссеров с «симультанеизмом» Делоне1. Короче говоря, именно Ганс был первооткрывателем возвышенного
кинематографа во французской школе. Состав образов-движений всегда показывает
образ времени в двух аспектах: времени как интервала
и времени как целого, времени как переменного настоящего и времени как безмерности прошлого и
будущего. К примеру, в фильме Ганса «Наполеон» постоянное
присутствие людей из народа — солдата гвардии и маркитантки — вводит
«хроническое настоящее» простодушного и
непосредственного свидетеля в эпическую безмер- 1 Делоне
противопоставляет себя футуристам, считавшим одновременность пределом непрерывно ускоряющегося кинетического
движения С точки зрения Делоне одновременность
не имеет ничего общего с кинетическим движением, но связана с чистой подвижностью света, который создает
светозарные и красочные формы и включает
их в соприродные времени диски И спирали С концепциями Делоне французские кинематографисты могли познакомиться
благодаря БлезуСандрару Ср текст Ганса «Le temps de l'mrage eclatee» в книге Sophie Dana, «Abel Gance hieret demain», Ed |