ность подвергаемых анализу прошлого и
будущего'. И наоборот, у Рене Клера мы
постоянно обнаруживаем в очаровательной и феерической форме то временное целое,
которое можно сопоставлять с вариациями
настоящего. Итак, французская школа способствует возникновению нового способа мыслить два вида времени:
интервал становится переменным и
последовательным единством, вступающим в метрические отношения с прочими факторами, определяя в каждом случае
наибольшее относительное количество движения, данного в материи и для
воображения; целое становится Одновременным, чрезмерным, беспредельным, 'Вызывает бессилие воображения и
указывает ему его пределы, при этом рождая в духе чистую мысль о
количестве абсолютного движения, выражающую всю его историю или изменение, его вселенную. Это и есть возвышенное
математическое по Канту. Этот тип монтажа, эту его концепцию можно
назвать математически-духовной,
экстенсивно-психической, количественно-поэтической (Эп-штейн говорил ок<лирософии»). Французскую школу можно по пунктам противопоставить немецкому экспрессионизму. На девиз «больше движения» звучит ответ «больше света!». Движение-теряет свои цепи, но начинает служитсвету, вызывая его мерцание, образуя или дробя звезды, умножая отблески, прочерчивая
сверкающие полосы, как в знаменитой сцене в мюзик-холле из «Варьете» Дюпона или в <:не из фильма Мурнау «Последний
человек». Разумеется, свет представляет собой движение, а
образ-движение и образ как свет —это
две грани одного и того же явления. Однако же только что свет был беспредельным движениемв протяженности, а теперь, в экспрессионизме, он предстает
совсем по-иному: движением,-мощным по
интенсивности, интенсивным движением по преимуществу. Конечно, существует и кинетическое абстрактное искусство (Рихтер, Рутман), но экстенсивная количественная
сторона, перемещение в пространстве,
напоминают ртуть, косвенно измеряющую количество интенсивное, сводящееся
к подъему или падению. Свет и тень уже не
образуют чередующееся движение в протяженности, но завязывают напряженный бой, включающий несколько стадий. Прежде всего беспредельная сила света противопоставляет себя тьме как силе столь-же бесконечной: без нее свет не смог бы проявиться Свет противостоит тьме именно для того, чтобы проявиться. Следовательно, это не дуализм, но также и не диалектика' ведь мы находимся за
пределами каких бы то ни было органических единств или тотальностей. Это
бесконечная оппозиция в том виде, как она предстает
уже у Гёте и романтиков: свет оказался бы ничем или, по край- ' Ср роль Флери,
рассмотренную Норманом Кингом с точки зрения последовательности проектов Ганса.
«Uneepopeepopuhste», «Cmematographe», no
83, novenjbre 1982 |