2 Мишель Фано в одном
весьма тонком тексте («Cinematographe»,
p. 9) сам говорит, что обе концепции — и
его, и Жансена — имеют одинаковое право на существование. По нашему же мнению, здесь даже нет выбора, и они могут иметь друг
друга в виду на двух различных
уровнях. крут образа-движения
формирует иную фигуру, в иных измерениях и с другими
составными частями; тем не менее в нем сохраняется связь между образом и целым, постепенно становящимся более богатым и сложным. В этом-то смысле звуковое кино довершает достижения немого. Как мы уже видели, и немое, и звуковое кино формируют нескончаемый «внутренний монолог», который непрестанно интерио-ризуется и
экстериоризуется: это не язык, а визуальная материя, выразимая на языке (его
«потенциальное означаемое», как называл это явление лингвист
Гюстав Гийом) и отсылающая в одних случаях к косвенным выражениям (титры), в
других - к прямым (речевые и музыкальные
акты). Нам уже приходилось
в различных аспектах упоминать «модернистских» режиссеров. Но мы еще не
говорили, почему их считают таковыми. Различие между так называемым
классическим и так называемым модернистским кинематографом
иное; нежели между немым и звуковым кино. Модернизм имеет в виду новое
использование речевого, звукового и музыкального элементов. Дело выглядит так, как если бы в первом приближении речевой акт
стремился преодолеть зависимость от
визуального образа и обретал самостоятельный смысл, хотя такую автономию
театральной не назовешь. Немое кино представляло
речевые акты в стиле косвенной речи, так как оно обязывало читать их как титры; зато сущность звукового
кино состояла в сближении речевого
акта с прямой речью и с вовлечением его во взаимодействие с визуальным
образом, при непрерывном сохранении принадлежности речевого акта этому образу,
даже в voice off. Но вот, в современном кино неожиданно возникает весьма специфическая трактовка голоса, какую можно назвать
несобственно-прямой речью, ибо в ней
преодолевается оппозиция между прямой и косвенной речью. И это не смесь прямого и косвенного, а
оригинальное и нереду-цируемое
измерение, существующее в разнообразных формах1. Мы встречались
с ним несколько раз в предыдущих главах, иногда - на уровне кино, несправедливо
называемого прямым, а порою - на уровне кино с композицией, несправедливо
называемой косвенной. 1 Мы определили
несобственно-прямую речь как высказывание, составляющее часть высказываемого, зависящего от другого субъекта высказывания,
например: «Она собралась с силами, пытка доставила бы ей больше мучений, нежели
потеря девственности». То, что речь
идет не о смешанной форме, доказал Бахтин («Марксизм и
философия языка», часть 3). 568 Жиль Д&пез |