2 Bonnet Jean-Cla ude. «Troiscineastesdutexte». «Cinematographe»,
no. 31, ми и — у Штрауба постоянно —
надгробными надписями или надписями на
камне, «мемориальными досками, памятниками умершим, таб-личкамис названиями улиц...»)1. Тем не
менее сопоставлять современное кино
с немым в большей степени, нежели с первой стадией зву-, кового,
неуместно. Ибо в немом кино мы присутствовали при двух, типах образов, один из
которых видимый, а другой — читаемый (тить ры), либо при двух элементах одного
образа (инъекции письменных текстов). А вот
теперь визуальный образ должен читаться целиком, поскольку титры и инъекции письма представляют
собой лишь, пунктир некоего
стратиграфического слоя или же переменные связи в промежутке между слоями, переходы от одного слоя к
другому (отсюда, к примеру,
электронные преобразования письменного элемента образов у Годара)2. Словом, в современном кино
читабельность визуального образа,
«обязанность» прочесть этот образ больше не отсылают к какому-то
специфическому элементу (в отличие от немого кино), равно как и к глобальному воздействию речевого акта на видимый
образ (в отличие от первой стадии
звукового кино). Дело здесь в том, что речевой акт состоялся в другом месте и обрел автономию, чью
археологию или стратиграфию, в свою очередь, обнаруживает визуальный
образ, — т. е. он находит прочтение,
касающееся его в целом, и только его. Следовательно, эстетика визуального образа наделяется новым свойством: его живописные или скульптурные качества зависят от
некоей геологической и тектонической
потенции, как в скалах Сезанна. Именно это в высшей степени часто происходит у Штрауба3. Визуальный образ
дает соб- 1 Narboni, no. 275, р. 9. Паскаль Бонитцер писал об «окаменелых надписях,
приво 2 Разумеется, надписи в образе (письма, крупные заголовки в газетах)
оставались час |