Во всех этих чертах экспрессионизм порывал с принципом органической
композиции, изобретенным Гриффитом и усвоенным большинством советских
диалектиков. Но осуществлялся этот разрыв совершенно иными, нежели у
французской школы, приемами. Он ассоциируется не с ясной механикой количества
движения в твердой или жидкой среде, а со смутной, «болотной»
жизнью, куда погружаются все предметы, то разрываемые в клочья
тенями, то сокрытые туманами. Неорганическая
жизнь вещей, страшная жизнь, которой неведомы мудрость и границы
организма, — таков первый принцип экспрессионизма, и действует он для всей Природы, то есть для не осознающего себя духа,
затерянного во тьме, для света, ставшего непрозрачным, для lumen opacatum2. С этой точки
зрения между творениями природы и изделиями
рук человеческих: между подсвечниками и деревьями, турбинами и солнцем —
никаких различий нет. Таким же кошмаром, как живая стена, становятся утварь, мебель, дома и крыши: они наклоняются, сжимаются, подстерегают людей или ловят их в
капканы. А тени 1 Основным трудом о
свете и его взаимоотношениях'с тьмой или с непрозрачностью до сих пор остается
трактат Гете «Учение о цвете» (« Theorie des couleurs de Goethe». Ed. Triades,). Его превосходный анализ, которому можно найти массу
применений в кинематографии, дает Элиана Эскубас: «L'oeil du teinturier», «Critique», no. 418, mars 1982. В экспрессионизме свет является гетеанским в той же
мере, в какой во французских фильмах он был
ньютонианским и сродни творчеству Делоне. Правда, в теории Гете имеется еще один аспект, с которым мы встретимся
впоследствии: взаимоотношения света
с белизной. 'Eisner Lot t «,«Notessurle style deStroheim»,«CaA/e/srf«c//!e»ia», no. 67, Janvier 1957. Два присущих экспрессионизму
метода: создание решетчатых полос и использование светотени — Лотта Айснер
анализирует постоянно: и в статье «L есгап demoniaque» (Encyclopedic du cinema), и в книге «Murnau», Le Terrain vague, особенно p. 88-89 и 162. 2 Затуманенный свет
(лат.). — Прим. пер. 100 Жиль Д,елез Кино-1
Образ-движение 101 домов преследуют бегущих по улице1. Во всех этих случаях
органическому противостоит отнюдь не механическое, а витальное
как мощные предорганические ростки, общие и одушевленной, и
неодушевленной Природе, — материи, возвышающейся до уровня жизни, и жизни, распространяющейся по всей материи. Животное
начало потеряло свою органику в такой же мере, что обрела жизненную силу материя. Экспрессионизм может притязать на
передачу чистой кинетики, то есть мощного движения, которое не считается
ни с органическими контурами, ни с механической обусловленностью горизонтали и вертикали; это движение передается в виде
до бесконечности ломаной линии, когда каждым изменением направления отмечаются сразу и сопротивление препятствия, и сила нового
импульса, словом, подчиненность
экстенсивного интенсивности. Создатель термина «экспрессионизм»
Воррингер определил новое понятие как оппозицию жизненного порыва и органической репрезентации, сославшись на «готическую или северную» линию декора: на
ломаную линию, которая не образует
контура, где форма отличалась бы от фонд, но проходит между предметами зигзагообразно, то увлекая
их в бездну, где про7 падает
сама, то вызывая их вращение в некоей аморфности, куда она возвращается в «беспорядочных конвульсиях»2»
Следовательно, автоматы, роботы и
марионетки представляют собой уже не механизмы, подчеркивающие
количество движения или преувеличенно его оценивающие,
а сомнамбул, зомби или големоВ), выражающих интенсив-ностьгакой неорганической жизни. Сказанное
относится не только к «Голему» Вегенера, но и к созданным около
1930 года готическим фильмам ужасов, среди
которых «Франкенштейн» и «Невеста Франкенштейна» Уэйла,
а также «Белый Зомби» Хэлприна.
, |