Геометрия в экспрессионизме своих прав не теряет, но существенно отличается от геометрии французской школы, ибо по крайней мере внешне она избавлена от координат, обусловливающих экстенсивное количество, и от метрических отношений, управляющих движением в гомогенном пространстве. Это, «готическая» геометрия, .которая строит
пространство вместо того, чтобы вычерчивать его — и использует она не
метризацию, а продление и нагромождение. Линии про- 1 Герман Варм
описывает декорации к не сохранившемуся фильму Мурнау под на 2 Wo гп n g e'r,«£ 'art
gothtque» <3alhmard,p 66—80 Особенно подробное неорга длеваются сверх
всякой меры до точек пересечения, а в точках разрыва между ними происходят нагромождения. Эти нагромождения могут быть светлыми
или темными, подобно тому, как продления - состоять из теней или света. Так,
Ланг изобретает светящееся ложное монтажное соединение, в котором выражаются
интенсивные изменения целого. Такова
неистовая перспективистская геометрия, работающая с проекциями и теневыми участками методом косой перспективы
Для такой геометрии характерна тенденция к замене горизонтали и вертикали диагоналями и контрдиагоналями,
окружности и сферы — конусом, а кривых линий и прямых углов - острыми
углами и заостренными треугольниками (двери
из «Калигари», островерхие крыши и шляпы из «Голема») Если
сравнить монументальную архитектуру
у Л'Эрбье и у Ланга («Нибелунги», «Метрополис»), то можно заметить, как именно использует Ланг продление
линий и точки нагромождения, которые можно перевести в метрические
отношения лишь косвенным путем1.
Если же человеческое тело непосредственно входит в эти «геометрические группировки», если оно является «основным фактором такой архитектуры», то это все же
не прямое следствие того, что
«стилизация преобразует человеческое в механический фактор» (данная формула лучше подошла бы для
французской школы), это происходит
потому, что все различия между механическим и человеческим оказались
нивелированными, и на этот раз — в пользу могущественной неорганической жизни
вещей По поводу контрастов белого и черного или вариаций светотени можно было бы сказать, что белое затемняется, а черное светлеет. Это напоминает мгновенно «схваченные» две степени освещенности, соответствующие
возникновению цвета согласно теории Гете, синий цвет представляет собой
осветление черного, желтый — затемнение белого И несомненно, вопреки попыткам
монохромного и даже ло-лихромного кино у
Гриффита и Эйзенштейна, предшественником настоящего колоризма в кинематографе стал экспрессионизм. Гете как раз и объяснил, что если взять два основных
цвета, желтый и синий, и принять их
за степени освещенности, то они будут восприниматься в интенсифицирующем движении, сопровождающемся с двух сторон красноватым
отблеском. Интенсификация освещенности напоминает мгновение, возведенное в
квадрат и выражаемое этим отблеском. Красноватый или сияющий отблеск пройдет
все стадии интенсификации, перелива
цветов, мерцания, мелькания, искрения, ореола, флюоресценции и
фосфоресценции. Все эти аспекты отмечают этапы
создания робота в «Метрополисе», а также создание Франкенш- |