1 О геометрии у
Ланга, ср Eisner Lotte, «L' ёсгап demomaque», главы «Architecture et paysage de studio» и «Le mamement des foules».
Жиль Делёз тейна и его
невесты. Штрогейм извлекает из них необычайные сочетания, в которые
вовлекает живых людей, как злодеев, так и их невинные жертвы: так, в «Королеве Келли» простодушная девушка оказывается буквально меж двух огней, между огнем
свеч на столе перед ней, отблески которого переливаются у нее на лице, и
огнем в камине позади нее, образующем
вокруг нее светозарный ореол (потому-то ей стало жарко, и она попросила снять окутывающую ее
мантию...). Но подлинным королем
всех этих этапов и примет, возвещающих сразу и пришествие дьявола, и гнев Божий, был все-таки Мурнау'. Фактически Гете показал, что интенсификация с двух
сторон (желтого и синего) не ограничивается красноватыми отблесками,
сопровождающими ее из-за растущего
воздействия сияния, но доходит до кульминации в пронзительном красном
цвете, и это — третий цвет, обретший независимость,
это чистая раскаленность или пламя ужасного света, которому под силу сжечь мир
и его тварей. Это выглядит так, будто конечная интенсивность теперь, у
предела собственной интенсификации, обнаруживает сияние бесконечного, от
которого мы отправлялись. Бесконечное не
переставало работать в рамках конечного, конечное же восстанавливает его в этой по-прежнему ощутимой форме. Дух не покинул Природу, он одушевил всю
неорганическую жизнь, но смог себя
там обнаружить и обрести лишь как дух зла, сжигающий всю Природу. Таков пламенный круг в сценах призыва
к демону у Ве-генера в «Големе» и
у Мурнау в «Фаусте». Таков костер Фауста. Такова «фосфоресцирующая голова демона с очами
печальными и пустыми» у Вегенера.
Таковы пылающие головы Мабузе и Мефистофеля. Вот они, кульминационные моменты, встречи с бесконечным, которое стало духом зла: в частности, у Мурнау в «Носферату»
мы встречаем не только все
оттенки светотени, контражура и неорганической жизни теней, не только все моменты, через которые
проходит красноватый отблеск, но еще
и кульминацию, когда мощный свет (беспримесно красный) отделяет этот отблеск от
сумеречного фона, выводит его из еще
более явно обозначенной бездны и наделяет его подобием всемогущества, превосходящего его обыденную форму2. 1 Подобный анализ мерцания см.: Rohme x.«L'organisationdel'espacedansle
"Faust" 2 В о u v i e r et Leutrat,«Nosferatu».Cahiersducinema-Gallimard,p.
135—136: |