1 Мишель Шьон демонстрирует, как абсолютный
voice off достигает тем большей 2 Различие между автономией и «геавтономией» открыл Кант, хотя и в другом
кон 'Duras Marguerite, «Nathalie
Granger», suivi de «La femme du Gange». Gallimard. 580 Жиль Дели Кино-2. Образ-время 581 и т. д., но
исключал какую бы то ни было возможность звукового кадрирования, поскольку, как он утверждал, у звука нет граней1.
Тем не менее, визуальное кадрирование в наши дни определяется не столько выбором некоей предсуществующей грани видимого объекта, сколько нахождением точки зрения, разъединяющей грани или помещающей между ними
пустоту, извлекая, так сказать, чистое пространство, ка-кое-угодно-пространство
и пространство, данное в предметах. Звуковое кадрирование,
в свою очередь, можно определить через изобретение, так сказать,
чистого речевого, музыкального акта или даже акта молчания, которые должны
извлекаться из слышимого континуума, данногов шумах,
звуках, речах и музыке. Стало быть, закадрового пространства больше
нет, как нет и населяющих его sounds off, поскольку обе формы закадрового пространства и
соответствующие им распределения
звуков были все еще частями визуального образа. Но теперь визуальный
образ отверг собственную экстериорность, — он отрезан от мира и обрел свою изнанку, он стал свободен от
того, что от него зависело. И параллельно этому звуковой образ порвал оковы
своей зависимости, стал автономным и
обрел собственное кадрирование. Экстериорность
визуального образа (который только и кадрировался при существовании закадрового пространства) сменилась на
зазор меокду двумя типами
кадрирования, визуальным и звуковым, на иррациональную купюру между двумя образами, визуальным и звуковым.
Именно это, как нам представляется,
определяет вторую стадию звукового кино (а, несомненно, эта вторая стадия так и не возникла бы без телевидения, ведь
оно и сделало ее возможным; но поскольку телевидение отвергло большую часть
собственных творческих возможностей и перестало их даже осознавать, кино испытало необходимость преподать
ему педагогический урок,
потребовались великие кинорежиссеры, чтобы показать, что кино может и на что оно способно; если верно, что
телевидение убивает кино, то кино, наоборот, непрестанно воскрешает
телевидение, и не только потому, что
подпитывает его своими фильмами, но еще и в силу того, что великие кинорежиссеры изобрели аудиовизуальный образ, который они готовы «вернуть» телевидению, если
последнее даст для этого удобный повод, — как мы это видим в последних
фильмах Рос-селлини, в нескончаемых
попытках Годара, таковы постоянные намерения
Штрауба, равно как и Ренуара, Антониони и т. д.). |