Кино в аспекте психомеханики или как духовный автомат отражается в собственном содержании, в своих темах, ситуациях и персонажах.
Но отношения здесь непростые, поскольку эта рефлексия дает повод для противопоставлений и инверсий в той же степени, что и для решений и примирений. Такому автомату всегда свойственны два сосуществующих и взаимодополнительных смысла, даже когда им приходится бороться между собой. С одной стороны, это великий духовный автомат, знаменующий собой наивысшие проявления мысли, способ, каким мыслит материя (в том числе, сама себя) прилагая фантастические усилия, чтобы достичь автономии; как раз в этом смысле Жан-Луи Шефер
пишет, что кино — некий гигант, стоящий над нами, большая игрушка, манекен или
машина, механический и нерожденный человек, приостанавливающий мир'. Но, с
другой стороны, духовный автомат является
также и автоматом психологическим, и он уже не зависит от экстериорного не
потому, что он автономен, но оттого, что
он лишен собственной мысли и повинуется внутреннему имприн-тингу,
развертывающемуся лишь в видениях или рудиментарных действиях (от грезящего к
сомнамбуле и наоборот, через посредство гипноза, внушения, галлюцинаций, навязчивых идей и т. д.)2.
Существует нечто присущее лишь
кинематографу и не имеющее ничего общего с театром. Если кино —
автоматизм, ставший духовным искусством, то это
в первую очередь касается образа-движения, сопоставляемого с ав- 'Schefer Jean-Louis, «L'homme ordinaire du cinema».
Cahiers du cinema-Gallimard. 2 Таковы два
экстремальных состояния мышления: духовный автомат в логике, упоминаемый Спинозой и Лейбницем, и психологический
автомат в психиатрии, изученный Жане. томатами не
случайным образом, а по сути. Французская школа не только вообще не утратила привязанности к маятникообразным автоматам и персонажам из часовых мастерских, но и занялась автоматами движущимися, по примеру американской и советской школ. Система
«человек-машина» варьирует в зависимости от конкретных случаев, но ее неизменная цель —
постановка вопроса о будущем. И может случиться, что машинизм придется человеку настолько по сердцу, что пробудит в нем
какие-то древнейшие потенции, — а движущаяся машина составит единое целое с простейшим психологическим
автоматом на службе у нового
устрашающего порядка: таково шествие сомнамбул, галлюцинирующих, гипнотизеров и гипнотизируемых в
экспрессионизме, начинающееся с «Кабинета
доктора Калигари», заканчивающееся «Завещанием доктора Мабузе» и проходящее через «Метрополис» и его робота. Немецкое кино обращалось к сонму первозданных
сил, и именно Германия, наверное,
оказалась самой подходящей страной, чтобы возвестить то, чему предстояло изменить кинематограф, «реализовать» его ужасы, а также модифицировать его изначальные
возможности. |