1 Зиберберг, в
отличие от Беньямина, отправляется не от идеи художественной воспроизводимости произведений искусства, а от идеи
кино как образа-движения: «Долго
исходили из часто повторяемого тезиса, что говорить о кино означает говорить о
движении», о движущемся образе, подвижной камере и монтаже. Зиберберг же полагает, что кульминацией этой системы стало
творчество Лени Рифеншталь и ее «учителя,
скрывавшегося за сценой». «Но забывали о том, что у самой колыбели кино стояло кое-что еще, а именно проецирование и
прозрачность»: таков другой тип образа,
имеющий в виду «медленные и управляемые движения», способные включать и противоречия в систему движения или в систему
Гитлера как режиссера. Ср.: «Syberberg»,
специальный
номер «Cahiersdu cinema», fevrier 1980, p. 86. 1 Ср.: Kane Pa s с al, «Mabuseetlepouvoii». «Cahiersdu
cinema»,no. 309, mars 1980. 2 О не только технических, но и феноменологических различиях между разными 598 Жиль Д,елёз Кино-2. Образ-время 599 тий глаз вытесняет очи Природы. Наконец,
поскольку звуковой элемент завоевывает автономию, со все
большей отчетливостью наделяющую его статусом образа, два образа — звуковой и визуальный
- вступают в сложные отношения без
субординации и даже соизмеримости и достигают
общего предела по мере того, как каждый добирается до предела собственного. Во всех этих смыслах новый
духовный автоматизм, в свою очередь,
отсылает к новым психологическим автоматам. Но мы еще не
разобрались с вопросом — что это, мозговое творчество или, наоборот, неэффективность мозжечка? Новый автоматизм сам по себе ничего не значит, если он не служит
могучей, темной и целеустремленной
воле к искусству и если он не стремится раскрыться посредством непроизвольных движений, этой воле тем не менее
не противоречащих. Волю к изначальному искусству мы уже определили через изменение, затрагивающее интеллигибельную материю
самого кино, а это — замена образа-движения образом-временем. В итоге получается, что основой электронных образов должна
служить опять-таки иная воля к искусству или же такая основа должна содержаться в еще непознанных аспектах
образа-времени. Художник всегда
находится в такой ситуации, что ему впору сказать: «Я объявляю себя
приверженцем новых средств», и тут же добавить: «Боюсь, как бы эти новые средства не подавили все виды воли к искусству и не превратили его в коммерцию,
порнографию ичто-то вроде гитлеризма...»1.
Здесь важно то, что кинематографический образ уже достиг эффектов, не похожих на электронные, но
имевших автономные и предвосхищающие функции в сфере образа-времени как
воли к искусству. Так, фильмам Брессона
совершенно не свойственна потребность в информатических или же
кибернетических машинах; и, однако же, «моделью»
здесь служит современный психологический автомат, поскольку последний
определяется отношением к речевому акту,
а не к движущему действию, в отличие от былых времен (Брессон постоянно
размышлял об автоматизме). Аналогично этому, марионеточные персонажи Ромера, загипнотизированные герои Роб-Грийе, зомби у Рене определяются в зависимости
уже не от энергии и подвижности, а от речи и информации. У Рене уже нет flashback'oB, но скорее присутствует обратная связь (feedback) и сбои в обратной связи, для показа которых, однако, нет
необходимости в особом обо- |