![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
рудовании (за
исключением намеренно рудиментарного случая из фильма «Люблю
тебя... Люблю»). У Одзу дерзости монтажных согласований под углом
в 180° хватило для того, чтобы смонтировать образ «до последней точки вместе с его изнанкой» и чтобы «план вывернулся наизнанку»'. Перемешиваются направления и
ориентации пространства, так что оно абсолютно утрачивает примат
вертикальной оси, который мог их обусловливать (так происходит в фильме Сноу «Центральный район», где техническими средствами служат лишь камера и вращающаяся машина, повинующаяся
электронным звукам). И экранная
вертикаль обладает теперь лишь условным смыслом, ибо она перестает показывать нам мир в движении и
стремится стать непрозрачной поверхностью, получающей упорядоченные и неупорядоченные
информационные сигналы, при том что персонажи, предметы и речи записываются на нее как «данные». Следовательно, читабельность образа делает его независимым и от
вертикальной позиции человека, какой
она может быть в газете. Альтернатива Базена, экран, исполняющий роль рамки картины или же каше (окна), никогда не оказывалась достаточной, ибо
существовали также и кадр-зеркало в духе Офюльса, и кадр-обои в стиле Хичкока.
Но когда экран функционирует как таблица-сводка, таблица печати или
информационная таблица, образ непрестанно
подвергается раскадровке, превращаясь
в другие образы, запечатлевается сквозь некую видимую основу, скользит по поверхности других образов в
«непрерывном потоке сообщений», а план как таковой теперь напоминает не
столько глаз, сколько перенасыщенный информацией мозг, продолжающий непрестанно ее поглощать: так пары
мозг-информация и мозг-город вытесняют пару глаз-Природа2. В том же
направлении шел и Годар («Замужняя
женщина», «Две или три вещи, которые я о ней знаю»), даже
2 Уже Лео Стайнберг <S t e i n b e r g. «Other criteria», conference au
Musee d'art |
![]() ![]() |