600 Жиль Делё'з Кино-2. Образ-время 601 до того, как
начал пользоваться видеосредствами. А в фильмах Штра-убов, у Маргерит Дюрас и
Зиберберга дизъюнкция между звуковым и визуальным образами
осуществляется с помощью кинематографических средств или простейших
видеоприборов, - так что никакого обращения
к новым технологиям не наблюдается. И происходит это не просто в силу экономических соображений. Дело
здесь в том, что новый духовный автомат и новые психологические автоматы сперва
зависят от эстетики, а потом уже от
технологии. Сначала образ-время обращается к изначальному порядку
образов и знаков, а потом уже электроника
портит или, наоборот, активизирует его. Когда Жан-Луи Шефер сравнивает принцип воздействия кино с
гигантским духовным автоматом или
манекеном, нависшим над нашими головами, он справедливо пишет, что
сегодня определяющим фактором здесь является
мозг, обладающий непосредственным и предшествующим какой бы то ни было подвижности тела восприятием
времени (даже если автомат типа мельницы из дрейеровского «Вампира» все
еще напоминает автомат из часовой
мастерской). Штраубов, Маргерит Дюрас и Зиберберга безусловно объединяет то, что в их
фильмах, несмотря на все индивидуальные различия,
формируется новый аудиовизуальный строй1. В действительности, у Зиберберга мы обнаруживаем два значительных свойства, каковые мы пытались выделить в прочих случаях. Прежде всего, дизъюнкция звукового и визуального элементов отчетливо предстает в фильме «Королевский
повар», и это — дизъюнкция между потоком речей
повара и заброшенными пространствами, замками, хижинами, иногда —
гравюрами. Или же в фильме «Гитлер» визуальное пространство имперской канцелярии пустеет, в то время
как притаившиеся в углу дети заводят
пластинку с речью Гитлера. Эта дизъюнкция
имеет аспекты, характерные для стиля Зиберберга. Порою она представляет собой
объективный разлад между говорящимся и видимым: фронтальная проекция и частое
использование диапозитивов
способствуют созданию такого визуального пространства, которое сам актер не видит, но с которым он просто
ассоциируется, так и не становясь
его частью и оказываясь сведенным к собственным речам и к нескольким
аксессуарам (например, в фильме «Гитлер» показаны гигантская мебель и гигантских размеров телефон, тогда как карлик-слуга
говорит о кальсонах хозяина). Порою же она предстает в виде субъективной диссоциации голоса и тела, и в этих случаях тело заменяется марионеткой или паяцем,
сочетающимися с голосом актера или чтеца; либо же, как в «Парсифале»,
playback в должной степени
синхронизируется, но синхронизируется с телом, оста- ' Ср.: в
особенности Bonnet Jean-Claude. «Trois cineastes
du texte», в: «Cinematogmphe», no. 31, octobre 1977. |