настоящего, теперь
имеющими отношение к непосредственному образу-времени. Здесь
задействовано уже не реальное и воображаемое, а истинное и
ложное. И по аналогии с тем, как реальное и воображаемое становились невыделимыми в весьма точно указанных условиях образа, теперь уже истинное и ложное становятся неразрешимыми или необъяснимыми: невозможное получается из возможного, а прошлое не обязательно истинно. Это новая логика, изобрести которую так же
важно, как только что представленную нами новую психологию. Нам показалось, что Рене дальше всех продвинулся в исследовании сосуществующих
полотнищ прошлого, а Роб-Грийе — в понимании одновременных острий настоящего: отсюда парадокс с фильмом «Прошлым летом в Мариенбаде», который причастен обеим системам. Но, как бы там ни было, образ-время возник посредством прямой
или трансцендентальной репрезентации, как новый элемент послевоенного
кино, и мэтром образа-времени стал Уэллс... Существует
еще одна разновидность хроносигнума, на этот раз формирующего время
как серию: сами по себе «до» и «после» теперь относятся не к
экстериорной эмпирической последовательности, но к внутреннему качеству того,
что претерпевает становление во времени. На самом деле становление можно
определить как нечто преобразующее эмпирическую последовательность в серию:
шквал серий... Серия же представляет собой
последовательность образов, однако
таких, которые сами по себе стремятся к пределу, ориентирующему и вдохновляющему первую
последовательность («до»), но дающему
импульс другой последовательности, организованной в виде серии и, в свою очередь, стремящейся к
другому пределу («после»). Стало быть, «до» и «после» — это уже не
последовательные детерминации течения
времени, но две грани некоей потенции, или возведения этой потенции в более высокую степень. Непосредственный образ-время предстает здесь не в порядке
сосуществований или одновременностей,
а в становлении, как потенциализация, как серия потенций. Следовательно,
свойством этой второй разновидности
хроносигнума, генесигнума, является еще и постановка под сомнение понятия
истины; ведь ложное перестает быть просто мнимостью или даже ложью, достигая такой потенции становления, которая образует серии или степени, пересекает
пороги, оперирует метаморфозами и на
всем своем протяжении разрабатывает акт легенды, акт фантазирования. По ту сторону истинного и ложного становление делается потенцией ложного. В этом смысле
генесигну-, мам свойственны
разнообразные фигуры. Иногда, как у Уэллса, персонажи формируют серии как соответствующее количество степеней
«воли к власти», благодаря которой мир превращается как бы в сказку. Порою же персонаж сам пересекает предел и
становится другим посредством акта
фантазирования, соотносящего его с каким- |