608 Жиль Лелёз Кино-2. Образ-время 609 мость того и
другого при постоянном взаимообмене. По сравнению с опсигнумом это можно назвать прогрессом: мы видели, как кристалл (гиалосигнум) обеспечивает раздвоение описания и способствует взаимообмену в
образе, ставшем двойным, — обмену между актуальным и виртуальным, между прозрачным и тусклым, между зародышем и средой1. Возвышаясь до неразличимости
реального и воображаемого, кристаллические
знаки выходят за рамки всяческой психологии воспоминаний и мечтаний, равно как и любой физики действия. И в кристалле мы видим уже не эмпирическое течение
времени как последовательность настоящих и не косвенную репрезентацию
времени как интервал или целое, но его прямую репрезентацию, его
формообразующее раздвоение на преходящее настоящее и непреходящее прошлое, строгую современность настоящего прошлому,
каким оно будет, — и прошлого настоящему, каким оно было. В кристалле
возникает время «собственной персоной», и
оно непрерывно возобновляет собственное
раздвоение, которому не суждено завершиться, поскольку незаметный взаимообмен вновь и вновь проводится и
воспроизводится. Непосредственный образ-время, или трансцендентальная
форма времени, есть то, что мы видим в кристалле; что же касается
гиало-сигнумов, кристаллических знаков, то они должны считаться зеркалами или
зародышами времени. Отсюда возникают хроносигнумы, отмечающие различные способы
репрезентации непосредственного образа-времени. Первый касается порядка времени: этот порядок не имеет отношения к
последовательности, а также не совпадает с
интервалом или целым в косвенной репрезентации. Он касается
внутренних отношений времени, взятого в
топологической или квантовой форме. Кроме того, первый хроносигнум выступает в двух обличьях: порою он представляет собой
сосуществование всех полотнищ прошлого — при топологическом преобразовании этих
слоев - и преодоление психологической памяти
по направлению к памяти-миру (этот знак можно назвать полотнищем,
аспектом или гранью). Порою же это одновременность ост-рий настоящего, когда такие острия нарушают какую
бы то ни было экстериорную последовательность и осуществляют квантовые скачки между раздвоенными настоящими из прошлого,
будущего и самого настоящего (этот
знак мы называем острием, или ударением). Теперь мы имеем дело уже не с
невыделимым различием между реальным и воображаемым, которое было характерно
для образа-кристалла, а с неразрешимыми альтернативами выбора между полотнищами
прошлого или же с «необъяснимыми» различиями между остриями 1 Точнее говоря,
образы-кристаллы отсылают к кристаллическим состояниям (мы выделили четыре состояния), тогда как
кристаллические знаки, или гиалосигну-мы, — к свойствам (три аспекта
взаимообмена). |