Так
называемый классический образ следует анализировать по двум осям. Эти
две оси — координаты мозга: с одной стороны, обра- зы выстраиваются в цепь или продлевают
друг друга согласно законам ассоциации,
смежности, подобия, контраста или противопоставления; с другой же
стороны, ассоциированные образы интерио-ризуются
в некоем целом как концепте (интеграция), а это целое, в свою очередь,
непрестанно экстериоризуется в ассоциируемых или продлеваемых образах (дифференциация). Поэтому целое оставалось открытым или изменяющимся, и в то же время любое
множество образов всегда изымалось из
более обширного множества. Таков был двойственный
аспект образа-движения, определяющий закадровое пространство: с одной
стороны, образ-движение сообщался с неким экстериорным, с другой - выражал
изменяющееся целое. Движение в своей
продлеваемости представляло собой непосредственную данность, а изменяющееся целое, т. е. время, служило
косвенной или опосредованной
репрезентацией движения. Но непрестанно происходили циркуляция движения и времени, интериоризация их в целом, экстериоризация в образе, окружности или
спирали, каковые и формировали модель
Истинного как тотализацию для кинематографа не в меньшей степени, чем
для философии. Эта модель вдохновляла
режиссеров на создание ноосигнумов классического образа, и неизбежно были две разновидности таких
ноосигнумов. Согласно первой из них,
образы выстраивались в цепь с промежутками в виде рациональных купюр и в таких условиях формировали продлеваемый мир: между двумя образами, или двумя
последовательностями образов, предел
как интервал понимается как окончание одной или начало другой последовательности,
как последний образ первой или
первый образ второй. Ноосигнумы другого типа отмечали интеграцию
последовательностей в некоем целом (самосознание как внутренняя репрезентация),
но также и дифференциацию целого по
продлеваемым последовательностям (вера во внешний мир). И, как при
первом, так и при втором типе ноосигнума, целое непрестанно изменялось, тогда как образы двигались. Тем самым время как мера
движения обеспечивало функционирование обобщенной системы соизмеримости
в этой двойной форме интервала и целого. Таким
был блеск классического образа. Современный образ устанавливает царство «несоизмеримостей» или иррациональных купюр; это означает, что купюра уже не является
частью ни первого, ни второго образа, ни первой, ни второй последовательности, которые она отделяет друг от друга и отграничивает. Как раз при этом условии последовательность, или секвенция, становится серией в том смысле, какой мы только что проанализировали.
Интервал освобождается, а зазор становится нередуцируемым и обретает
собственное значение. Первый вывод из этого состоит в том, что образы теперь не
выстраиваются в цепь через рациональные купюры, но заново
нанизываются в цепь через купюры иррациональ- |