612 Жиль Де/гёз Кино-2. Образ-время 613 ные. В качестве примеров мы приводили серии из Годара, - но они встречаются и у самых разнообразных режиссеров, к
примеру, у Рене (момент, вокруг
которого все вращается и к которому все возвращается в фильме «Люблю тебя... Люблю», представляет собой типичную
иррациональную купюру). Под
нанизыванием в цепь заново следует понимать
не вторичное выстраивание образов, иногда добавляющееся к первичному, но оригинальный и специфический
способ создания цепи или, скорее,
особую связь между образами, цепи не составляющими. Уже неуместно вести речь о реальном или возможном продлевании,
способном сформировать внешний мир; мы перестали в это верить, и образ оказался отрезанным от внешнего
мира. Но интерио-ризация или интеграция, в целом как самосознание все же
не исчезла: нанизывание в цепь заново происходит путем дробления — идет ли речь о построении серий у Годара или же о
преобразовании полотнищ у Рене (дробление с выстраиванием кусков в цепь
заново). Поэтому мысль как потенция,
которая существовала не всегда, рождается из внешнего, более
отдаленного, нежели любой внешний мир, — и, как
потенция, которая еще не существует, сталкивается с неким внутренним, с немыслимым или с не помысленным, более
глубоким, нежели любой мир внутренний. Следовательно (во-вторых), уже не
существует движения ни интериоризационного, ни экстериоризацион-ного, ни
интеграционного, ни дифференциационного, — но имеется лишь столкновение между внешним и внутренним, независимое от дистанции, этой мысли за пределами самой себя и
этого немыслимого в мысли. Таковы
невоскрешаемое у Уэллса, неразрешимое у Рене, необъяснимое у Роб-Грийе, несоизмеримое у Годара, непримиримое у
Штраубов, невозможное у Маргерит Дюрас, иррациональное у Зи-берберга. Мозг утратил свои Евклидовы координаты и
теперь испускает иные знаки. И
действительно, ноосигнумами непосредственного образа-времени являются иррациональная купюра между не выстроенными в цепь (но всегда заново в нее
нанизываемыми) образами, а также
абсолютный контакт между не поддающимися тотализации и асимметричными
внешним и внутренним. Мы переходим от одного из
них к другому, поскольку внешнее и внутреннее представляют собой две грани
предела как иррациональной купюры и поскольку последняя, уже не принадлежа ни к
одной из последовательностей, предстает в виде автономного внешнего, которое
обязательным образом задает себе некое
внутреннее. Предел или зазор, иррациональная купюра, отчетливее всего проходят между визуальным и звуковым образами. Это явление имеет в виду
некоторые новшества и изменения. Необходимо, чтобы звуковой элемент, вместо того чтобы играть роль компонента визуального образа, сам стал образом; следовательно, необходимо создание звукового кадрирования, где купюра проходит между двумя типами кад- |