рирования — звуковым и визуальным;
стало быть, даже если закадровое пространство
фактически сохраняется, необходимо, чтобы оно утратило всю свою «юридическую потенцию», поскольку визуальный образ уже не продлевается за пределы собственного
кадра, а вступает в особые отношения
с образом звуковым, также кадрированным (зазор между двумя типами кадрирования заменяет закадровое пространство);
необходимо, чтобы voice off также исчез, так
как за кадром никого нет, — но имеются два сталкивающихся геавтономных образа,
голосовой и зрительный, каждый сам по себе и
в собственном кадре. Может случиться
и так, что два типа образов будут соприкасаться или объединяться, но произойдет это, очевидно, не
посредством flashback'a, предполагающего,
будто голос (более или менее off) в состоянии воскресить то, что визуальный образ
возвращает нам: современное кино убило flashback, равно как и voice off, и закадровое пространство. Оно смогло обрести полноправный
звуковой образ, лишь навязав его
диссоциацию с образом визуальным, дизъюнкцию, которую не следует устранять; это иррациональная
купюра между визуальным и звуковым
образами. Тем не менее между ними существуют и отношения,
несобственно-прямые или несоизмеримые, ибо несоизмеримость обозначает новую разновидность отношений, а не их отсутствие. И вот звуковой образ кадрирует некую
массу или непрерывность, из которой
он собирается извлечь чистый речевой акт, т. е. акт мифотворчества или фантазирования, создающий
событие, «монтирующий» событие в
воздухе и сам возносящийся в духовном восхождении. А образ визуальный, со своей стороны, кадрирует какое-угод-но-пространство, пространство пустое или
разрозненное, которое наделяется
новым смыслом, ибо погребает событие под стратиграфическими слоями и опускает его под землю, словно
каждый раз открываемый заново
подземный огонь. Стало быть, визуальный образ никогда не сможет показать то, что высказывает образ звуковой. Например, у Маргерит Дюрас изначальный бал так и не
воскреснет с помощью flashback'a, и каждая
разновидность образа не будет тота-лизована.
Тем не менее между ними возникнут отношения, стыки, или контакт. И контакт этот
не будет зависеть от дистанции между внешним, где возносится ввысь речевой акт,
и внутренним, где,со-бытие погребает себя под землей: такова
взаимодополнительность между звуковым образом — речевым актом как
творческим фантазированием, и образом визуальным - стратиграфическими или
археологическими захоронениями. И между ними — иррациональная купюра, но такая, что формирует не поддающиеся
гармонизации, не-тотализуемые
отношения, сломанное кольцо их стыка, асимметричные грани их контакта. Это непрестанное нанизывание в цепь заново. Речь достигает собственного предела,
отделяющего ее от визуального
элемента; визуальный же элемент достигает своего пре- |