Кант. «Критика
способности суждения», §§ 26—28. 104 Жиль Дели Кино-1.
Образ-движение 105 мирении Природы с Духом, отчуждаемым от Природы и вновь покоряющим себя
в себе самом: такая концепция подразумевала бы нечто вроде-диалектического развития все еще органической тотальности. Дело в том, что
экспрессионизм в принципе только и постигает, что целое духовной Вселенной, порождающей собственные абстрактные формы,
свои существа из света и свои согласования, кажущиеся ложными эмпирическому взгляду. От хаоса в жизни
человека и в Природе экспрессионизм
отстраняется1. Скорее даже он говорит нам, что ничего, кроме хаоса, нет и не будет, если мы не
войдем в духовную вселенную, в
существовании которой не слишком уверены и сами экспрессионисты: часто побеждает пламя хаоса,, и нам
возвещают, что оно долго еще будет
торжествовать победу. Словом, экспрессионизм непрестанно изображает мир в виде красного на красном, и первое красное
отсылает к страшной неорганической жизни вещей, а второе — к возвышенной непсихологической жизни духа. В
крайних случаях экспрессионизм
обращается к крику, крику Маргариты или Лулу, знаменующим собой атакой же степени ужас перед неорганической жизнью, как и открытость духовному миру, быть может,
иллюзорную. Доходил до крика и
Эйзенштейн, но он делал это как диалектик, то есть совершал качественный скачок, вызывающий эволюцию
целого. Ныне же целое находится в
вышине и совпадает с идеальной вершиной
пирамиды, непрестанно отвергающей собственное основание. Целое
становится в полном смысле бесконечной интенсификацией, освобождающейся от
всяческой постепенности, прошедшей сквозь огонь,<но
лишь для того, чтобы разорвать чувственные узы, связывающие его с материальным, органическим и
человеческим, отделиться от всех
своих прошлых состояний и тем самым обнаружить духовную и абстрактную Форму
будущего («Ритм» Ганса Рихтера). ' Ср. текст
Воррингера об экспрессионизме как «искусстве стиля модерн», процитированный
Бувье и Летра, р. 175—179. Несмотря на оговорки некоторых критиков, модернистская позиция Воррингера кажется нам
весьма близкой взглядам Кандинского («О духовном в искусстве»). Оба они
изобличают и у Гете, и в романтизме стремление
примирить Дух и Природу, что означало индивидуалистический и сен-суалистский
подход к искусству. Воррингер же и Кандинский, напротив, разумели под -«духовным искусством» союз с Богом, благодаря
которому всё личное преодолевается, а Природа воспринимается на
расстоянии, ибо личности и Природа — хаос,
откуда должен выйти человек с мироощущением модерниста. Эти авторы даже не уверены, что их затея удастся, но у них нет
иного выбора: отсюда замечания Воррингера'о
«крике» как единственном способе выражения в экспрессионизме, да и тот,
вероятно, иллюзорен. Этот пессимизм, касающийся мира как хаоса, возобновляется в экспрессионистском кинематографе,
где даже идея духовного спасения
ценой жертвы встречается относительно редко. Мы находим ее преимущественно у Мурнау, реже у Ланга. Но ведь среди
всех экспрессионистов Мурнау ближе всего
тс романтизму: он сохраняет индивидуализм и «сенсуализм», которые с большей свободой проявятся в его американский период,
в «Восходе солнца» и особенно
в «Табу». |