Правда, Бергсон, как мы уже видели, явно считал кинематограф ложным союзником. Что же касается Гуссерля, то, насколько нам известно, о
кинематографе он не упоминает вообще (тут можно заме- ' Именно это стало
наиболее обобщенной темой первой главы и заключения «Материи и памяти».
Кино-1. Образ-движение тить, что Сартр,
уже много лет спустя инвентаризовавший и проанализировавший разнородные образы в
книге «Воображаемое»', кинематографические
образы обошел молчанием). Если кто и провел сопоставление кино и
феноменологии, так это Мерло-Понти, да и тот усматривал
в кино ложного союзника. И все же основания, приводимые феноменологией и Бергсоном, настолько
несходны, что путеводной нитью нам
послужит само их противопоставление. Феноменология возводит в норму «естественную перцепцию» и ее условия. Этими условиями являются экзистенциальные координаты,
определяющие «укорененность» воспринимающего субъекта в мире, бытие в мире, открытость миру, которая и оказалась выражена в
знаменитой максиме «всякое сознание
есть сознание чего-то»... Коль скоро это так, движение, воспринимаемое или произведенное, следует разуметь,
естественно, не как интеллигибельную форму (идею), что актуализуется в материи,
а как чувственную форму (гештальт), организующую перцептивное поле в
зависимости от интенциональности сознания в конкретной ситуации. Но ведь, как бы кино ни приближало нас к вещам, как бы ни удаляло нас от них и ни вращало вокруг
них, оно все же устраняет и
укорененность субъекта, и горизонт мира, то есть условия естественной перцепции оно подменяет имплицитным
знанием и вторичной интенциональностью2. Кино не сходится с прочими
видами искусства, целью которых
является скорее узреть нереальное в мире, но творит из мира нереальное или повествование: с изобретением кинематографа
уже не образ становится миром, но мир — собственным образом. Можно заметить, что феноменология в некоторых отношениях застряла на докинематографической стадии, чем
и объясняется ее неуклюжая позиция: феноменология ставит естественную перцепцию
в привилегированное положение, отчего движение соотносится еще и с позами (уже не существенными, а
попросту экзистенциальными). А
следовательно, кинематографическое движение сразу же изобличается как не
соблюдающее верность условиям перцепции и к тому же возвеличивается, как новый
тип повествования, способный «сблизить» воспринимаемое и воспринимающего, мир и
перцепцию3. А вот Бергсон изобличает кинематограф как ложного союзника совершенно
по-иному. Ибо если кино искажает движение, то происходит это абсолютно так же и
на тех же основаниях, что и при естественной перцепции: «Мы схватываем почти
мгновенные снимки с проходящей реальности <...>. Восприятие, мышление,
язык действу- |