Здесь мы видим разрыв со всей предыдущей философской традицией, которая сближала свет скорее с духом и воспринимала сознание как светозарный пучок, извлекающий вещи из их изначальной тьмы. И феноменология еще в полной мере была причастна этой стародавней
традиции; она не считала свет внутренним, но как бы открывала его наружу, что слегка напоминает уподобление интенциональности сознания лучу электрической лампы (всякое сознание есть сознание чего-то...). А вот для Бергсона все обстоит
наоборот. Вещи светозарны 1 Вводя понятие «план имманентности» и описывая его свойства, мы как будто 2 ЕС, р. 749-751 (ЗОО-ЗОЗ), рус. пер., с.
290-292. 1 ММ, р. 188 (36), рус.
пер., с. 180. 2 «Duree et simultaneite», ch. V. Важность и двусмысленность этой книги, где Бергсон 3 ММ, р. 186 (34). Рус. пер., с. 179. 112 Жиль Лелез Кино-1. Образ-движение 113 сами по себе, когда ничто их не освещает: всякое сознание есть нечто,
оно сливается с вещью, то есть со световым образом. Но
речь тут идет о полноправном сознании, рассеянном повсюду и
непроявленном; о той самой фотографии, уже снятой и
проявленной во зсех вещах и для всех точек, хотя и
«просвечивающей». Если в конечном счете настоящее сознание образуется в плане имманентности в том или ином месте вселенной,
то объясняется это тем, что весьма конкретные образы останавливают либо отражают свет, формируя черный экран, которого недоставало
пластинке1. Словом, свет — это не сознание, а множество образов, иначе говоря: свет, представляющий собой
сознание, имма-нентен'материи. Что
же касается нашего реального сознания, то это всего лишь непрозрачность, -без которой «свет,
распространяясь беспрепятственно,
никогда не был бы замечен». В этом отношении различие между Бергсоном и феноменологией наиболее отчетливое2. |