Итак, план
имманентности, или план материи, мы можем определить
как множество образов-движений, совокупность-световых линий или фигур,
серию пространственно-временных блоков.' Что же
происходит или может происходить в этой ацентрической вселенной, где все реагирует на все? Мы не должны вводить^ нее иного, иноприродного фактора. И в таком случае то, что может происходить, сводится к
следующему: в каких угодно точках плана возникает интервалу промежуток между
действием и реакцией.'Больше Бергсону ничего не нужно: единицами его
теории мироздания служат движения и
интервалы между ними (именно это в своей материалистической "концепции киноотстаивал Вертов)3.
Очевидно, что такой фено- 1 ММ, р. 188
(36)- «Фотография целого получается здесь прозрачной- позади плас 1 Сартр превосходно
воспользовался бергсоновской инверсией в книге 3 V е г t о у «Articles, joumaux, pmjets», 10—18 (это
постоянная тема манифестов Вертова) мен интервала
возможен лишь в той мере, в какой план материи имеет в виду время. С точки зрения Бергсона, «отложенной» реакции,
интервала достаточно для характеристики такого типа образов, который хотя и
объединяется с другими, но все же весьма своеобычен: это живые образы, живая материя. В то время как прочие образы действуют и реагируют на действия всеми своими гранями и во всех своих частях, здесь мы имеем образы, встречающие действия лишь одной гранью или
определенными частями, а реагирующие да действия — лишь в иных частях и иными частями. Эти образы можно назвать «расчет-BepeHHbiMH»{ecartelees). И прежде всего их
специализированная грань, которую впоследствии назовут рецептивной или
сенсорной, производит любопытную «обработку»
влияющих на нее образов или полученных ею возбуждений: она как бы
изолирует некоторые из них - из тех, что
сбегаютсяж ней со всей вселенной и оказывают на нее совместное действие. Вот откуда возникает возможность
формирования закрытых систем,
«картин». «Те внешние воздействия, которые безразличны для живых существ,
проходят сквозь них, как бы не задерживаясь; остальные, обособляясь от первых,
становятся восприятиями в силу
самого факта этого обособления»1. Такая операция сводится именно к кадрированию: некоторые
претерпеваемые живыми су-, ществами
действия изолируются в кадре, а следовательно, как мы увидим, являются предвосхищаемыми,
предощущаемыми. С другой же стороны, осуществляемые реакции уже не
нанизываются непосредственно на
претерпеваемое действие: благодаря интервалу они становятся отложенными, приобретают время на отбор
элементов, их организацию
или-интеграцию в новом движении, которое невозможно вывести из простого продления полученного возбуждения. Подобные реакции, представляющие собой нечто
непредвиденное или новое, и
называются «действиями» в собственном смысле слова. Вот так живой образ становится «инструментом анализа по
отношению к воспринятому движению и
инструментом селекции по отношению к движению выполненному»2.
Поскольку живые образы обязаны этой привилегией
исключительно феномену интервала или дистанции между воспринятым движением и
движением выполненным, они становятся
«центрами неопределенности», возникающими в ацентрической вселенной
образов-движений. |