Кино-1.
Образ-движение лением первых
непрозрачностей, когда первые экраны служили препятствиями
на пути распространения света. Вот тогда-то и появились первые «наброски» твердых тел, а также жестких геометрических тел. И наконец, как
утверждал Бергсон впоследствии, той же самой эволюции, которая организовала материю в твердые тела, суждено было организовать образы для непрерывно
совершенствовавшейся перцепции, объектами
которой стали твердые тела. Вещь и перцепция
вещи — одно и то же, один и тот же образ, но соотнесенный то с одной, то с
другой системой отсчета. Вещь — это образ,
каким он является в себе и как он соотносится со всеми остальными образами, чье интегральное воздействие он
претерпевает и на которые он немедленно реагирует. Но перцепция вещи —
это все тот же образ, соотнесенный с иным
особым образом, который его кадрирует, удерживает
лишь часть его воздействия, а реагирует на него лишь опосредованно. Если так
определить перцепцию, она никогда не будет иной, нежели вещь, или больше
вещи: напротив, она всегда «меньше» вещи1. Воспринимая вещь, мы вычитаем из нее то, что нас не интересует, в зависимости от наших потребностей. Под
потребностью или интересом следует
разуметь линии и точки, что мы сохраняем от вещи по мере работы нашего воспринимающего аппарата, а также
действия, селекционируемые нами в
зависимости от задержанных реакций, на которые мы способны. Вот так и определяется первый материальный мо-ментсубъективности: она связана с вычитанием, она
вычитает из вещи то, что не представляет интереса. Но и наоборот, в этих
случаях требуется, чтобы вещь
представала в самой себе в виде перцепции, полной, непосредственной и диффузной. Вещь является
образом и на основании этого сама
себя воспринимает, как "воспринимает и все остальные вещи помере того, как подвергается их воздействию
и реагирует на него всеми своими
гранями и во всех своих частях. К примеру, атом воспринимает бесконечно больше нас, а в пределе воспринимает
всю вселенную — отточек, из которых исходят направленные на него
действия, до точек, куда идут исходящие от
него реакции. Словом, вещи и перцепции
вещей представляют собой схватывания; однако вещи являются схватываниями
тотальными и объективными, а перцепции вещей — частичными и частными, субъективными. Если образцом для кино ни в коей мере не служит естественная субъективная
перцепция, то причина здесь в том, что из-за подвижности центров и изменчивости способов кадрирования ему всегда приходится восстанавливать обширные ацентрические и
декадрирован-ные зоны: в таких случаях
оно стремится вернуться в первичный режим образов-движений, к универсальной
изменчивости, а также |