![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
ММ, р. 185. Рус. пер.,
с. 178. 116 Жиль Деле'з Кино-1. Образ-движение 117
Тем не .менее невозможно поверить, что вся операция состоит в одном лишь вычитании. Есть и нечто иное. Когда вселенная, состоящая из образов-движений, соотносится с одним из специфических образов, которые
формируют в ней центры, вселенная искривляется и организуется так, что облекает такой образ. Мы.продолжаем двигаться
отмиракдцентру, но в мире уже возникла кривизна, он стал периферии ей и начал формировать некий горизонт'. И вот мы
уже добрались до образа-перцепции,
но также имеем образ-действие. По существу, перцепция представляет собой одну сторону отложенной.реакции, другой же ее стороной является действие. То, что мы
называем действием, есть, в сущности,
запаздывающаяреакция центра неопределенности. И этот^ центр становится способным действовать в этом
направлении, то есть готовить
неожиданный ответ лишь потому, что он'воспринял, возбуждение своей
привилегированной гранью, отбросив все остальное. Иными словами, это напоминает нам о том, что любая
перцепция является прежде всего сенсомоторной: «восприятие-не заключено ни в
сенсорных, ни в двигательных центрах:
оно соответствует многообразию их отношений»2.
Если мир искривляется вокруг перцептивного центра, то это происходит уже с точки зрения действия, от
которого перцепция неотделима. Путем
искривления воспринимаемые вещи тянутся ко мне полезной для меня гранью,, в то время как моя отложенная реакция, превратившись в действие, учится их использовать.
Дистанция представляет собой именно
луч, движущийся ох периферии к центру: воспринимая вещи там, где они находятся, я удавливаю
«виртуальное воздействие», оказываемое ими на меня, одновременно с
«возможным воздействием», оказываемым на них мною, ради того,чтобы их догнать либо от них убежать, уменьшая или увеличивая
дистанцию. Следовательно, это все
тот же феномен промежутка, выражающийся вмоем действии в терминах
времени, а в моей перцепции — в терминах прог-странства;
чем больше реакция перестает быть немедленной и стано- вится поистине
возможным действием, тем сильнее перцепция становится
дистантной и предвосхищающей, обнаруживая виртуальное действие вещей. «Восприятие располагает пространством строго
пропорционально времени, которым располагает действие»1. |
![]() ![]() |