Итак, перед нами
второе перевоплощение образа-движения: он становится
образом-действием. Незаметно мы переходим от перцепции к
действию. И здесь анализируемой операцией является уже не элиминация, отбор или кадрирование, а искривление
вселенной, от которого происходят
сразу и виртуальное воздействие вещей на нас, и возможное воздействие нас на вещи. Вот он, второй материальный аспект
субъективности. И аналогично тому, как перцепция соотносит движение с «телами»
{существительными), то есть с жесткими объектами,
которые могут быть движущими либо движимыми, действие соотносит движение с
«актами» (глаголами), представляющими
собой абрис предполагаемого срока или результата2. Но интервал не определяется только через специализацию двух
граней-пределов, перцептивной и активной. Между ними тоже имеется промежуток. И занимает его эмоция, причем не наполняя и не выходя за пределы. Возникает она в центре неопределенности, то есть в субъекте, между в определенных отношениях смущающей перцепцией и нерешительным действием. Эмоция представляет собой совпадение субъекта и объекта, или же способ, которым субъект воспринимает самого
себя, а скорее, даже то, как субъект ощущает или чувствует себя «изнутри»
(третий материальный аспект субъективности)3.
Она соотносит движение с неким «качеством» как с пережитым состоянием
(прилагательное). В сущности недостаточно полагать,
будто перцепция, благодаря дистанции, удерживает или отражает то, что нас интересует, пропуская мимо то,
к чему мы безразличны. Всегда есть
какая-то часть внешних движений, которые мы «абсорбируем», преломляем, при том что они не преобразуют ни объектов
перцепции, ни действий субъекта; скорее, ими отмечается совпадение субъекта и объекта в беспримесном качестве. Таково третье,
и последнее, перевоплощение образа-движения: образ-эмоция. И было бы ошибкой считать ее сбоем в работе
системы «перцепция-действие». Наоборот, эта третья данность совершенно
необходима. Ибо мы, будучи живой материей
или же центрами неопределенности,
специализировали одну из наших граней, а также наши определенные точки, превратив их в рецептивные органы,
не иначе как обрекая их на неподвижность, — а вот нашу активность
делегирова- 1 Постоянная тема первой главы ММ: проведение окружности «вокруг»
центров 2 ММ, р. 195 (45). Рус. пер., с. 185. ' ММ, р.183 (29). Рус пер., с. 175. 2 ЕС, р. 751 (302). Рус.
пер., с. 291. 3 ММ, р. 169 (12). Рус.
пер., с. 165.
Жиль Делёз ли органам
реагирования, именно тогда освободив их. В таких условиях, когда наша
рецептивная и обездвиженная «грань» абсорбирует
движение вместо того, чтобы отражать его, наша активность может прибегать лишь
к «тенденциям» и «усилиям», которые заменяют действие, ставшее на данный
момент или в данном месте невозможным.
Отсюда превосходное определение, данное эмоции Бергсоном: «своего рода
двигательная тенденция в чувствительном нерве», то есть движущее усилие,
воздействующее на обездвиженную рецептивную
пластинку1. |