Существуют, стало
быть, взаимоотношения эмоции с движением в
общем случае, которые можно сформулировать следующим образом: непосредственное распространение
поступательного движения не только
прерывается неким интервалом, распределяющим воспринятое движение в одну
сторону, а выполняемое — в другую, и делающее
их как бы несоизмеримыми. Между двумя движениями имеется еще и эмоция
(можно понимать и как «влечение». — Прим. пер.), которая эти отношения восстанавливает; однако же,
как раз в эмоции движение перестает
быть поступательным и становится выразительным, то есть качеством,
несложной тенденцией, волнующей неподвижный
элемент. И неудивительно, что в образе, каким являемся мы сами, именно лицо с его относительной
неподвижностью и органами восприятия
служит для выявления этих выразительных движений, при том что в остальных частях тела чаще всего они
остаются сокрытыми. В конечном счете
образы-движения делятся на три вида, когда мы соотносим их с неким центром неопределенности, как с
особым образом: образы-перцепции, образы-действия и образы-эмоции. И
каждый из нас является особым образом или
возможным центром; мы представляем собой не что иное, как схемы
взаимодействия трех указанных образов,
сгустившиеся сочетания образов-перцепций, образов-действий и образов-эмоций. Кроме прочего,
можно проследовать «в глубь истории» по линиям различения
этих трех типов образов и попытаться отыскать матрицу, или образ-движение как таковой, в его ацентрической беспримесности, в
его первом режиме изменчивости, в его теплоте и свете, когда его еще не замутняли никакие центры неопределенности. Как нам
отделаться от самих себя и как нам самих себя распутать? Такую попыт- 1 ММ, р.
203-205 (56-58). Рус. пер., с. 191. Кино-1.
Образ-движение ку сделал Беккет,
создав кинематографическое произведение под названием «Фильм» с Бастером
Китоном в главной роли. «Esseestpercipi,
существовать
значит быть воспринимаемым», — заявляет Беккет, подхватывая формулировку образа, принадлежащую ирландскому епископу
Беркли; и все-таки как ускользнуть от «блаженств percipere (воспринимать; лат.) и percipi (быть воспринимаемым; лат.)», если известно, что наша перцепция пребудет до тех пор, пока
мы живы, самая страшная перцепция
себя собой? Беккет разработал систему простейших кинематографических условностей» с тем чтобы поставить эту проблему и осуществить данную операцию. Как бы
там ни было, нам представляется, что
указания и схемы, приводимые им самим, как и моменты, выделенные им в
своем фильме, приоткрывают его намерение
лишь наполовину1. Ибо, по сути дела, тремя моментами являются
следующие. В первый момент персонаж О бросается вперед и бежит в горизонтальном направлении вдоль стены;
затем, уже по вертикальной оси, он
пытается взобраться вверх по лестнице, все время держась за стену. Он «действует», и эта перцепция действия, или образ-действие, подчиняется следующим условиям: камера ОЕ снимает его только со спины и под углом не более сорока
пяти градусов; если же снимающей его
камере случится превзойти эту величину, действие будет блокировано, постепенно угаснет, а персонаж остановится и спрячет часть лица, находящуюся под угрозой.
Второй момент: персонаж вошел в
комнату, и, поскольку он уже не прислоняется к стене, угол безопасности для
камеры удваивается и теперь составляет по сорок пять градусов с каждой стороны, а следовательно, девяносто градусов. О воспринимает (субъективно) комнату, а
также вещи и животных в ней, тогда как ОЕ воспринимает (объективно)
самого О, комнату и ее содержимое: такова перцепция перцепции, или образ-перцепция, взятая в двойном режиме и в двоякой системе отсчета. Камера по-прежнему придерживается условия снимать
персонажа со спины под углом не более
сорока пяти градусов, однако добавочным условием становится то, что
персонаж должен изгнать из комнаты животных
и прикрыть все предметы, которые могут служить зеркалами или хотя бы
рамами так, чтобы субъективная перцепция угасла, а осталась лишь объективная перцепция ОЕ. И тогда О сможет устроиться в колыбели и плавно качаться, закрыв глаза. Но как
раз в этот, третий, и последний,
момент грядет самая страшная опасность: благодаря угасанию субъективной
перцепции, камера избавилась от ограничения |