'Beckett Samuel. «Film». — В кн.: «Comedie et actes divers». Ed. de Minuit, p. 113—134. Три момента, выделенные
Беккетом, таковы: улица, лестница, комната (р. 115). Мы же предлагаем иную
классификацию: образ-действие, группирующий Улицу
и лестницу; образ-перцепция для комнаты и, наконец, образ-эмоция для затененной комнаты и засыпания персонажа в
колыбели. 120 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 121 угла съемки девяноста градусами. С большой осторожностью она преодолевает эту
величину и движется в диапазоне остальных двухсот семидесяти градусов, но каждый раз будит персонажа, который обнаруживает
клочок субъективной перцепция, прячется, съеживается и вынуждает-камеру отступить. Наконец, пользуясь оцепенением О, ОЕ удается
заглянуть ему в лицо, и камера постепенно приближается к лицу О. Итак, теперь
мы видим персонажа О анфас, и в то же время обнаруживается
новое, и последнее, условие: камера ОЕ представляет собой двойника О, у них одно и то же лицо, повязка на глазу (монокулярное зрение), разница лишь в том, что у О
выражение лица тревожное, а у ОЕ — внимательное, у О беспомощное
двигательное усилие, а у ОЕ — чувствительная поверхность. Теперь мы вторглись
на территорию аффективной перцепции, самой
мощной, ибо она остается и после
того, как мы распутываем все остальные: это перцепция себя собой, образ-эмоция. Угаснет ли она и
остановится ли все, даже качание колыбели, когда лица двойников
соскользнут в бездну? На утвердительный
ответ наталкивает конец фильма: смерть, неподвижность, чернота1. Но для Беккета и
неподвижность, и смерть, и чернота, и утрата подвижности
и вертикального положения человеком, лежащим в колыбели, которая уже не
качается, наделены только субъективной целесообразностью. Все это лишь средства для достижения более глубокой цели. Речь идет о том, чтобы попасть в мир,
каким он был до по-
1 Беккет предлагает
первую схему для бега по улице, в которой нет ничего сложного (ср. дополненный
нами рисунок 1). Что касается подъема по лестнице, то он предполагает лишь перемещение фигуры в
вертикальном плане и возможное вращение.
Но требуется обобщенная схема, изображающая совокупность всех моментов.
Она представлена на рисунке 2, предложенном Фанни Делез. явления
человека, в нашу предрассветную пору, туда, где движение, в отличие от нашего мира, еще подчинялось режиму универсальной
изменчивости, а свет непрерывно распространялся и ему не нужно было проявляться. Итак, продвигаясь к угасанию .образов-действий,
образов-перцепций и образов-эмоций, Беккет возвращается вспять к светозарному плану имманентности, к плану материи с его космическим плеском образов-движений. Он опускается «в глубь истории» трех разновидностей образов к породившему их образу-движению. У нас еще будет возможность увидеть, что одна из основных тенденций так называемого экспериментального кино действительно состоит в воссоздании
этого ацентрического плана образов-движений ради его освоения: для этого применяются технические средства, и зачастую сложные. И
все-таки здесь Беккет оригинален - тем, что он удовольствовался разработкой символической системы простейших условий, согласно которым три образа угасают
последовательно: таково условие,
делающее возможной эту обобщенную тенденцию экспериментального кинематографа. |