В е г g s о n, «L'energiespirituelle», p.
920
(139). 128 Жиль Деле? Кино-1 Образ-движение 129 нии субъективности или же объективности конкретного образа). Такой Возможно, медленная эволюция кино перед обретением им такого самосознания была необходима^ В качестве примеров Пазолини рассматривает творчество Антониони и Годара. И по сути дела, Антонио-ни является одним из мастеров навязчивого кадрирования: именно у него персонаж-невротик, или же человек, утративший самотождественность, входит в «несобственно-прямые» отношения с поэтическим мировидением автора, которое утверждается в персонаже и сквозь персонажа, не переставая во всем от него отличаться. Предсуществующий кадр способствует отрешенному любопытству персонажа, созерцающего собственные действия. Образы, порожденные фантазией невротика или невротички, тем самым становятся видениями режиссера, когда тот движется и размышляет посредством фантазмов собственного героя. Может быть, современному кино столь необходимы персонажи-невротики,
именно из-за потребности отразить несобственно-прямую речь или же
«нелитературный язык» современного мира? Впрочем, если поэтическому сознанию Антониони присущ сугубый эстетизм, тр го-даровское
поэтическое сознание скорее «технично» (хотя и не становится от этого менее поэтичным). К тому же, как
справедливо заметил Пазолини, хотя
1Ъдар и выводит на сцену определенно больных л «совсем свихнувшихся» персонажей, те не лежат в
больнице и це> утратили ни
крупицы собственной материальной свободы, полны жизни и скорее знаменуют
собой возникновение нового антропологического типа1. К своему списку примеров Пазолини мог бы добавить себя самого и Ромера. Ибо фильмы Пазолини характеризуются как раз поэтичес- 1 Пазолини намечает
превосходную параллель между, с одной стороны, Антонио |