ким сознанием,
которое нельзя назвать ни в собственном смысле эстетическим, Ни чисто техницистским, но можно обозначить скорее как мистическое или же «сакральное». Оно и предоставляет Пазолини возможность низвести образ-перцепцию или же невроз его персонажей до полного оскотинивания, что при в высшей степени омерзительном содержании сочетается с непрестанными раздумьями о«них в чисто поэтическом духе, оживляемом мифическим илисакрализующим элементом Именно такую взаимозаменяемость пошлого и благородного, взаимозамену
помойного и прекрасного, именно такое погружение в миф Пазолини выявил уже в несобственно-прямой речи как в существеннейшей форме литературы. И он же сделал из нее кинематографическую форму, способную порождать в равной мере и изящное, и омерзительное1 Что же касается Ромера, то у него мы находим,
возможно., наиболее поразительные примеры создания
несобственно-прямых субъективных образов, на этот раз - с помощью чисто этического
сознания. Это весьма любопытно, ибо
Пазолини и Ромер, по-видимому, не так уж
много друг о друге знали, но все же именно они больше других исследовали новый
статус образа, как для того, чтобылучше выразитьсо-временный мир, так и с тем, чтобы приравнять кино
к литературе.-У Ромера речь идет, с
одной стороны о том, чтобы превратить камеру в своего рода формальное этическое сознание, способное донести до зрителя несобственно-прямой образ современного
невротического мира (сериал «Назидательные
новеллы»), с другой же стороны, он стремится достичь точки соприкосновения кинематографа с литературой, и совершенно так же, как и Пазолини, Ромер в
состоянии коснуться ее не иначе, как изобретая такой тип оптического и
звукового образа, который является точным эквивалентом косвенной речи (именно
это привело Ромера к созданию двух
существенных для него произведений, «Маркизы д'О» и «Парсифаля»)2.
Ромер и Пазолини преобразовали 1 Ср «Pasohm, Etudes anematograghiques», I и II (в особенности, исследование Жана 2 Представляется, что Эрик Ромер непрестанно размышлял о косвенной речи
На |