130 Жиль Делез Клно-1
Образ-движение 131 проблему взаимоотношений образа со словом, фразой и текстом; отсюда в их фильмах особую роль играют комментарий и монтажная вставка. Сейчас нас, однако, интересуют не
взаимоотношения кино с язы Как бы там ни было,
предложенное нами решение связано лишь с номинальным
определением «субъективного» и «объективного». Оно подразумевает такую степень развития кинематографа, когда он уже научился не
доверять образу-движению. А что же произойдет, если мы, наоборот, будем исходить из реального определения двух полюсов
или же двойной системы? Бергсонианство дает нам следующее определение: субъективной будет такая
перцепция, при которой образы
варьируют в отношении образа центрального и привилегированного; объективной
же — такая, что присуща вещам, где все образы всеми своими гранями и во всехсвоих частях варьируют в отношении друг друга. Эта дефиниция, разумеется, не только дает нам
представление о разг-личии между
двумя полюсами перцепции, но и обеспечивает возможность перехода от субъективного полюса к
объективному. Ведь чем больше
привилегированный центр будет сам вовлечен в движение, тем сильнее он будет тяготеть к ацентрической системе,
где все образы варьируют по отношению
друг к другу и стремятся вернуться к взаимонаправленным действиям и вибрациям
первозданной материи. Что может быть
субъективнее бреда, грезы или галлюцинации? Ас другой стороны, что может быть ближе их же к
материальности, состоящей из световых волн и взаимодействия
молекул? Французская школа и немецкий экспрессионизм открыли субъективный
образ, но в то же время они донесли его до самых
пределов мироздания. Приведя в движение саму центральную точку отсчета,
движение удалось повысить в ранге с частного до множественного, с
относительного до абсолютного, с последовательного до одновременного. Примером
этого может служить сцена в мюзик-холле из «Варьете»
Дюпона, где качающийся воздушный
гимнаст видит толпу и потолок как одно в другом, как дождь искр и вихрь
переливающихся пятен'. А в «Верном сердце» Эпштейна к одновременности движения того, кто
видит, и движения видимого — при головокружительной утрате неподвижных
точек — тяготеет сцена в ярмарочном
балагане. И, несомненно, образ-перцепция здесь оказывается уже
трансформированным посредством эстетического
сознания (ср. знаменитую «фотогению» французской школы). Но это эстетическое сознание пока еще не
является сознанием формальным и
рефлектирующим, оно не преодолевает движения; это сознание «наивное», или же, по выражению
феноменологов, нон-те-тическое2, - действующее сознание,
которое усиливает движение и наделяет им
материю, при всей радости открытия активности монтажа и камеры. Это не образ-перцепция, а нечто иное,
не лучше и не хуже его. |