Много говорили о любви Жана Ренуара к текучей воде. Но такая любовь
присуща всей французской школе (хотя Ренуар придал ей особое измерение). Во
французской школе это выражается в ло-казе то реки и ее
течения, то канала с его шлюзами и парусными судами, то
моря, его границы с сушей, порта, маяка как светового фона. Если бы французские режиссеры разделяли идею пассивной камеры, они бы просто установили ее перед текучей водой. Между тем Л'Эрбье начинал с проекта «Бурный поток», где воде предстояло
стать главной героиней. Что же касается «Человека открытого
моря», то море там показано не просто как объект личной
пердепции, но еще и как перцептивная система, отличающаяся от
перцепций земных, как «язык», несходный с языками суши3.
Значительная часть творчества Эпштейна и не менее
значительная часть творчества Гремий-она образуют нечто вроде бретонской
школы, в которой сбывается-кинематографическая
мечта о драме без персонажей или, по меньшей мере, Природа трактуется как человек. Так почему же выходит» что
именно вода отвечает всем требованиям французской школы; и 1 Ср описание этого у Лотты Айснер (Eisner L о 11 e, «L 'ёсгап demomaque», 2 «He-полагающее» (греч.) - Прим. пер. 3 Ср комментарии
Анри Ланглуа, процитированные Ноэлем Берчем («Marcel 132 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 133 эстетически-абстрактному, и документально-социальному, и повествовательно-драматическому
критерию? В первую очередь оттого, что вода представляет собой основную среду,
из которой можно извлечь движение движимого
предмета или же подвижность самого движения: отсюда оптическая и
звуковая важность воды в исследо-ванияхритма. То, что 1анс начал сжелеза и
железной дороги, можно назвать текучей
стихией, продлившей, распространившей и рассеявшей эту первую попытку по всем направлениям. Жан Митри в своих экспериментах также начал с железной дороги, а
затем перешел к воде, как к образу,
который еще более глубоко может показать нам реальность как вибрацию: от
«Пасифика-231» к «Образам к Дебюсси»1.
Документальное творчество
Гремийона тоже прошло по этому пути — от механики твердых тел к механике
жидкостей, от индустрии к ее морскому фону. Абстрактная
жидкость представляет собой, кроме прочего, конкретную среду обитания
определенного человеческого типа, некоей расы,
представители которой живут совершенно не так, как жители суши, иначе воспринимают события, по-иному
чувствуют: остров Уэс-сан, а
затем'остров Сен предоставили Эпштейну в основном материал для
документальных фильмов par excellence, где играют
местных жителей только сами островитяне («Finis terrae»,«Мор Вран»). Наконец, граница между землей и водами
становится местом драмы, где сталкиваются, с одной стороны, узы суши, а с
другой — швартовы,! буксиры, подвижные и
легкие корабельные снасти. В «Прекрасной ни* вернезке» Эл штейна в
образе легкой шлюпки уже противопоставлены незыблемость земли и текучесть неба и вод. В «Мальдоне» Гремийона
противопоставлены, с одной стороны,
органические корни, земля и домашний очаг, а с другой, —
взаимодействующие в работах на канале человек,
корабль и лошадь. Драма заключаласьв том, что земные узы, связывающие отца с сыном, мужа с женой, женщину с
любовником, ребенка с родителями,
следовало разорвать; следовало стать отшельником, чтобы^достичь
солидарности между людьми — солидарности классовой. И хотя здесь не исключено
было примирение «под занавес», маяк или
дамбу можно назвать местами смертельной схватки между буйством земли и
верховной справедливостью воды: примеры — безумие
разъяренного сына в «Смотрителяхмаяка» и страшное падение ряженого владельца замка в'фильме «Летний
свет». Разумеется, нельзя
утверждать, чтолюбое ремесло имеет отношение к морю; и все же, идея
Гремийона состоит в том, что пролетарий и вообще трудящийся везде - даже на
земле и в воздушной стихии в фильме «Небо ваше» — воссоздает условия
жизни «плавучего» населения, народа |