моря, способного
выявить и преобразовать природу задействованных в обществе
экономических и торговых интересов, если только, согласно марксистской формуле, он «перережетпуповину,1 связывающую
его с землей»1. Как раз в этом смысле морские
ремесла Не являются ни пережитком прошлого, ни частью островного фольклора; они
представляют собой горизонт любого ремесла, даже ремесла женщины-врача из фильма «Любовь женщины». Им
свойственны отношения со Стихией и с Человеком, прослеживаемые в любом
ремесле; и даже механика, промышленность и пролетаризация находят свою истину во власти над морями -(или над небесами).
Гремийон всеми силами противостоял
семейно-сельскому вишийскому идеалу. Немногие режиссеры не только столь же хорошо засняли человеческий труд, но еще и
обнаружили в нем эквивалент моря: даже камнепады напоминают волны. Итак, мы видим противостояние двух систем: перцепции, переживания и действия жителей суши с одной стороны и перцепции, переживания и действия людей воды с другой стороны. Это хорошо заметно в «Буксирах» Гремийона, где живущий на суше-капитан тяготеет к неподвижным центрам: к образам супруги и любовницы, к образу виллы с видом на море, которые можно назвать точками эгоистической
субъективации; а вот море показывает ему объективность как универсальную
изменчивость, слитность всех своих частей — справедливость выше человеческой, когда неподвижность в работе буксиров
всегда ставится под сомнение и имеет значение лишь как интервал между двумя движениями. Однако же высшей
точки подобная оппозиция достигает в «Аталанте» Виго. Как показал Ж.-П.
Бамбер-же, на земле, на воде и в воде - разные режимы движения, не одна
и та же «грация»: движение по суше сопряжено
с постоянным нарушением равновесия,
поскольку движущая сила всегда находится за пределами центра тяжести
(велосипед разносчика газет); а вот аквати-ческое
движение совпадает с перемещением центра тяжести по простому и объективному закону, по прямой или по
эллипсу (отсюда явная неловкость этого движения, когда оно происходит на
земле или даже в шлюпке; это крабье
ковыляние боком, ползание или кружение на
месте, но в нем есть нечто вроде грации из иного мира). На земле движение происходит от одной точки к другой, оно
всегда между двумя точками, тогда как в воде точка находится между двумя
движениями: тем самым она отмечает превращение или инверсию движения
сообразно гидравлическим отношениям нырка и всплывания, которые мы обнаруживаем
в движении самой камеры (финальное паде- Mitry Jean, «Le cinema experimental». Seghers, p. 211—217 Поль Вирилио
продемонстрировал приморское происхождение и поведение пролетариата в
тексте, который можно использовать именно для анализа фильмов Гремийона. «Vitesseetpohtique». Ed. Galilee, p 50 |